Category: образование

la

О высшем образовании

К дискуссии о статье про "Education Bubble" и роли современного высшего образования.

Есть два почти что противоположных взгляда на роль и пользу университетов в индивидуальной карьере и для общества в целом. Первый - "наивный": что университет - сокровищница знаний, возвышенная "башня из слоновой кости", и именно там хорошие знания только и можно получить. Второй - "циничный", про то что ВУЗы - это в основном рынок полезных знакомств и долгосрочных связей, а собственно знания, которые они дают - глубоко вторичный фактор.

И тот и другой взгляд, по-моему, имеет определённую правоту. Но я бы поставил вопрос несколько шире. Я выделю четыре основных фактора в полезности высшего образования и университетов, и их динамику во времени.

1. Знания, квалификация
Может быть в ранних средневековых университетах, когда знания были очень концентририваны и их распространение - медленным, это было ведущей ролью университетов. Сейчас это явно не так. С развитием цифровой инфраструктуры и гигантской диффузией информации, формальное получение знаний вполне возможно и доступно за пределами университетсткой среды. Но сумеют воспользоваться этим относительно небольшой процент населения, и ограничения здесь не формальные (т.е. принципиальная доступность знаний как информации), а скорее социальные и психологические. И в этом смысле, несмотря на доступность информации, универитеты - всё равно остаются лучшими местами для получения знаний и квалификации. Их роль в этом уменьшилась за последние годы и продолжает уменьшаться, но тем не менее остаётся достаточно важной. Разница в качестве профессоров и учителей между ведущими и посредственными ВУЗами нисколько не уменьшается, а роль формального учителя в становлении личности в целом - имеет тенденцию к уменьшению, но медленную, и остаётся довольно большой.

2. Связи, знакомства, нетворкинг
Фактор, немаловажный для карьеры, которым многие люди пренебрегают (и зря), но не меньшее число людей склонны переоценивать. Его значение остаётся почти постоянным, может быть чуть-чуть снижается с развитием современных социальных сетей. Но связи в социальных сетях почти всегда непрочны и преходящи. Университетские связи - намного прочнее и глубже.

Этот фактор играет роль прежде всего в топовых университетах, а так же в совсем маленьких и изолированных (когда вероятность встретить где-то выпускника своего же колледжа очень мала, но если уж встретил - то непременно закорешишься), ну и, конечно же, в бизнес-школах, которые действительно в первую очередь под это заточены. Значительно меньше проявляется в больших и не-элитных универитетах, где реально учится большинство студентов.

3. Структура, дисциплина
Университет, как бы то ни было, приучает к дисциплине и регулярности - регулярно ходить на лекции, регулярно делать задания, регулярно сдавать экзамены. Многие презрительно фыркают в отношении такой рутины, но дисциплина играет в экономике огромную роль, не меньше чем собственно знания. Есть всего 5-10% людей для которых дедлайны, начальственное погонялово и т.п. не играет никакой роли в их производительности, для остальных - это важная основа всей трудовой деятельности.

Этот фактор - весьма важный, и его значение, в отличии от других, не уменьшается со временем. Он так же действует практически во всех учебных заведениях, а не только в топовых. Более того, в относительно слабых учебных заведениях это фактор имеет даже большее значение, чем ведущих из них.

В этом, кстати, важная роль университесткого диплома. В среднем процентов на 30 - это аттестат знаний и квалификаций, за которые он формально и даётся. А процентов на 70 - это аттестат дисциплины, совершенно независимо от того какая именно специальность написана в дипломе, т.е. способности данного индивидуума к "марафону дедлайнов", умению выдержать долгую и довольно изнурительную гонку в течении нескольких лет - регулярно чего-то сдавать, чего-то писать в определённом формате, уметь внятно изложить свои мысли, соблюдать определённые правила. Фактически это такой "значок ГТО" и справка из психдиспансeра одновременно - некоторая гарантия что данный человек не склонен за два дня до окончания проекта закатить истерику и обьявить что ему всё надоело и он отныне будет жить на даче в лесу и курить травку, или завтра уезжает на два года в Таиланд, где он будет писать стихи и искать единения с природой. И вообще, что человек способен понять фразу "это нужно обязательно сделать к 30-му апреля, ясно?"

Та же пропорция (примерно 30/70) относится к любым аттестатам вообще - от школьного до диссертации Ph.D.

4) Интеллектуальная среда, общение, социализация.
Результаты развития личности могут быть очень-очень разными в зависимости от того что непосредственно окружающие тебя люди, с которыми ты общаешься по нескольку часов в в день, квасят пивасик и смотрят футбол, или же увлечённо обсуждают как текущую политику так и устройство мироздания, участвуют в интересных проектах и обмениваются информацией и идеями о них.

Как ни странно, всякие ЖЖ и Фейсбуки в этом смысле совершенно не являются заменой. То есть в социальных сетях можно довольно легко найти и подобрать себе интересную и высокоинтеллектуальную среду, нет проблем. Но в 90% случаях это сделает тот кто уже прошёл хорошую формальную социализацию (скажем, в хорошем университете), и гораздо реже - тот кто её не прошёл.

В эффективности этого фактора - большая разница между ведущими учебными заведениями и посредственными. Фактически это основная причина по которой стоит поступать в топовые ВУЗы. В посредственных заведениях тот фактор не работает вообще, и может даже играть отрицательную роль - в сторону "пивасика и футбола".

Из всех четырёх выше перечисленных факторов, этот - наиболее дифференцирующий по качеству учебных заведений, т.е. в котором есть огромная разница между топовыми университетами и всеми остальными. На втором месте (по этой дифференциации) - формальное качество знаний, на третьем - связи и нетворкинг.
la

Больше не халява, сэр



По CNN всё утро крутили репортажи о протестах студентов в Лондоне против резкого повышения платы за обучение, примерно до $15 тыс в год. Надо сказать, даже после этого повышения получается раза в два меньше чем в в Америке в сколько-нибудь приличных университетах штатов, и почти в три раза меньше чем в сколько-нибудь приличных частных колледжах. Есть конечно всякие скидки для малоимущих, стипендии за хорошую учёбу или, особенно, за спортивные достижения, если в университете команда этого спорта считается престижной.
Но в большинстве случаев всё это покрывает только часть расходов, обычно небольшую.

А то вовсе можно в армию забриться, тогда они оплатят большую часть. Но это удовольствие не для всех.

И, кстати, каждый год плата повышается, на 8-10%, и никакой кризис ниибет. Но в Америке никто протестовать не будет, утрутся и будут платить.

А сколько вы платите за высшее образование там где вы живёте?
la

Колбасные мечты российской интеллигенции

...Конечно в западном мире успешный журналист под сорок уже думает о втором доме (первый в Нью-Джерси), поправках в закон об оружии, инвестировании в пенсионный фонд, четвёртом - усыновлённом - ребёнке в семью (для демократа - непременно азиате или негре), подвальчике для вин Бургундии, и т.п. И только в России почти в сорок журналист вынужден для прокорма выходить на баррикады - как американские "субкультурные" журналисты Марк Эймс и Слава Могутин. Не хватает только доказательства контркультурности в виде проколотых сосков.
http://hasid.livejournal.com/1150850.html

Во времена перестройки советский обыватель грезил о Пятидесяти Сортах Колбасы, которые Американский Безработный Негр лениво откусывает одну за другой, и потом выкидывает недоеденными.

Ну тогда откуда ж было знать обывателю - в Америку было попасть ненамного проще чем на Луну. Сейчас с этим попроще. В самом захолустном российском городке, за рюмочкой в гостях, всегда найдётся кто пару раз успел в тур по Европе сьездить, или у кого близкие знакомые/родственники были подолгу в Европе или Америке, или постоянно там живут. Ну и энторнеты всякие, информации в цeлом навалом. И даже многие простые обыватели представляют что Америка - это не только бездомные из Гарлема из "Международной панорамы" и Пятьдесят Сортов колбасы, а всякие разные нюансы ещё.

И, в общем, не будет являться страшной буржуинской тайной, что гораздо более вероятно для успешного американского журналиста среднего возраста думать (иногда бессонными ночами) о том что старшему ребёнку через год в колледж идти, и на какие шиши - у него будет треть зарплаты на обучение уходить.
Хорошо хоть с первой женой рано развёлся, детей не завели, хотя та и уже намекала вовсю - пришлось бы сейчас ещё алименты платить. И что надо мост на зубах за три тыщи делать, а лимит по страховке на этот год уже выбран, а до следующего - ещё полгода, а дёсны уже серьёзно ноют раз в неделю. А так же о том что вот в 2006 году, после двадцати лет сьёмных квартир, купили они наконец-то приличный дом на другой стороне Гудзона, в хорошем городке (а альтернатива была - в два раза дешевле, но в говнораёне с паршивыми школами, и ребёнка отдавать в частную школу за 30 тыщ в год). Но тут случился обвал недвижимости, и он теперь банку по ипотеке должен на 200 тыщ больше чем этот дом стоит. А в газете было за два года три сокращения штатов, и, похоже, не последние. И начальство как-то странно смотрит последнее время, с бегающими глазами, и мимо на какие-то совещания бегает, за закрытой дверью.

Подвальчик же для вин Бургундии найдётся у немногих банкиров, не то что у журналистов, а банковское дело оплачивается несравнимо лучше репортёрского. Но греют, греют душу мечты - нет, не Пятидесяти Сортах Колбасы - фу, это для быдла, конечно, но о Винном Подвальчике, хотя бы.
la

Торговля именем

...Мне остается только напомнить руководству Центра и членам Общественной комиссии, что согласно завещанию А.Д. Сахарова я являюсь единственным наследником его авторского права. Читайте международную конвенцию. В ней не только защищено все написанное завещателем (прямое цитирование и пересказ), но и запрещено использование имени без разрешения наследника. А в случае моей смерти авторское право, согласно тому же завещанию, переходит к Татьяне Ивановне Янкелевич.
http://www.grani.ru/blogs/free/entries/183806.html

Я не слишком искушён в вопросах авторского права. Скажем, перепечатка авторских текстов, или использование торговой марки - там относительно понятно. Но что значит "запрещено использование имени", как это регулируется? Если, скажем, школьник напишет реферат о роли Сахарова в создании советской водородной бомбы, или в советском диссидентском движении - считать ли это нарушением? А если на эту тему кто-то напишет книгу, которая поступит в продажу? Е. Боннер пытается это запретить? А не слипнется?

Вообще, первая подсознательная ассоциация - попытка прямо-таки религиозного запрета на упоминание имени С-харова, совсем как иудейского Б-га. Потом сообразил что речь идёт не об абсолютном запрете, а всего лишь о стрижке купонов за подобное упоминание. Но раз вопрос всего лишь о цене, вполне уместно с другой стороны поставить вопрос о большей сговорчивости потенциального правообладателя.
la

Макание Чубайса

Вчера по жж ходил пост А. Чубайса про то как он спускался в адЪскую дыру на полуострове Юкатан.

Да, да, бывали и мы в тех дырах,
отсюда: http://neznaika-nalune.livejournal.com/416819.html

Он там блистает грамотностью ещё - Юкотан (наверное Юкос его в своё время приватизировал), Чечен-Ица (наверное, там чеченцы жили), а так же про то что ацтеки уничтожили цивилизацию майа.
Хмм... надо почаще макать, может поумнеет.
la

Земля с оси слетела, Гольфстрим остановился

Читатели неоднократно просили прокомментировать упорно циркулирующие по ЖЖ и СМИ сенсации об "остановке Гольфстрима". В частности, один из вариантов - статья неких итальянских профессоров теоретической физики об исчезновении течения Мексиканского залива вследствии разлива нефти на скважине BP и дисперсантов для борьбы с этой нефтью. Вот, например, один из сенсационных комментариев этой статьи. Несколько обсуждений проблемы "остановки Гольфстрима" в ЖЖ:

http://ivanov-petrov.livejournal.com/1530405.html
http://terrao.livejournal.com/2351269.html
http://tukan366.livejournal.com/2199.html

Сразу могу сказать что никакой остановки Гольстрима или его притоков (таких как течение в Мексиканском заливе) не происходит. То что описали в статье "итальянские учёные" как "исчезновение течения Мексиканского залива" - ничто иное как проявление гидродинамической неустойчивости с образованием больших вихрей (см. например, эту статью).

В рассуждениях про "остановку Гольфстрима" и неминуемый "ледниковый период" в Европе, как правило смешиваютcя два явления - собственно Гольфстрим как тёплое течение вдоль западного берега Алантики, и термохалинную циркуляцию с глубинной конвекцией и образованием придонной воды в полярной зоне Северной Атлантики. Это разные вещи. Они, в принципе, связаны друг с другом, как связаны, скажем, Ленинградское и Киевское шоссе - одно может соединяться с другим, но как физические явления могут существовать отдельно друг от друга.

Очень грубо, в нулевом приближении, можно сказать так: 1) океанические течения вызываются ветром, 2) ветер вызывается Солнцем, 3) при этом важнейшим фактором, как в ветре так и в течениях, является вращение Земли. Теперь чуть более подробно.

1. Основные ветра - крупномасштабная атмосферная циркуляция - это не что иное как ячейки конвекции, модифицированные силой Кориолиса (т.е. вращением Земли). Воздух нагревается от поверхности в экваториальных зонах и остывает у полюсов. Если бы Земля не вращалась, в северном и южном полушарии существовало бы по одной гигантской конвективной ячейке (у экватора воздух поднимается вверх, перемещается к полюсам в верхней тропосфере, там опускается вниз и дует обратно к экватору.

Но Земля вращается, и любые перемещения на ней в направлении, не совпадающем с осью вращения, вызывают действие силы Кориолиса, перпендикулярно скорости движения. У воздуха, который движется по меридиану, таким образом появляется широтная компонента скорости (т.е. на запад или на восток). Из-за этого одна конвективная ячейка разбивается на несколько полос, огибающих Землю по широте, и преимущественно меридиональные скорости (т.е. на север или на юг) становятся преимущественно широтными (всякие пассаты-муссоны). В каждом полушарии получаются три, вместо одной, конвективных ячейки (см. рис). Три - не является каким-то фундаментальным числом. Если бы Земля вращалась быстрее, а атмосфера была бы тоньше - этих ячеек было бы больше.

Вышеописанное широко известно, и не сильно выходит за пределы учебника "Природоведение, 7 класс". Далее - вещи тоже весьма фундаментальные, но гораздо менее известные широкой публике.

2). Такая картина крупномасштабной атмосферной циркуляции (планетарная конвекция модифицированная силой Кориолиса) приводит к тому что в средних широтах над океаном постоянная антициклоническая (т.е. по часовой стрелке в северном полушарии) завихренность: южнее - ветер в основном восточный, севернее - западный. Эта завихренность передаётся океану за счёт трения (т.е. разгон штормовых волн). Но океан сильно отличается от атмосферы. Во-первых, у него есть берега, т.е. жёсткие границы. Во-вторых, скорости воды в среднем в 30-50 раз меньше чем в воздухе. В третьих, конвекция в океане на несколько порядков слабее чем в атмосфере.

Эти факторы приводят к несколько другому балансу сил в океане по сравнению с атмосферой. Океанические течения не просто повторяют направление ветра над ними, а текут по своему. В открытом океане, кроме экваториальной полосы, действует так называемый "планетарный геострофический баланс". Он заключается в том что угловой момент, прилагаемый трением ветра, должен компенсироваться меридиональным движением воды (т.е. изменением планетарной компоненты завихренности воды). Если трение ветра прилагает антициклоническую завихренность, то вся вода в средних широтах (по крайней мере в верхнем слое, около 1 км толщиной) должна течь к экватору. Но вся вода не может течь к экватору, это нарушает баланс массы. Один из способов, которым природа решает подобную проблему (невозможность выполнения основного баланса во всём пространстве) является так называемый "пограничный слой" - небольшая часть пространства, где баланс получается совсем другой, не такой как везде. Таким пограничным слоем в океане являются "западные пограничные течения", самым известным из которых является Гольфстрим. Такие течения, обеспечивающие возвращение воды текущей к экватору из-за планетарного геострофического баланса, могут возникать только на западной границе океанов, а не на восточной. Обьяснение этого несколько более тонкое, мне сейчас лень это делать. Течения, подобные Гольфстриму, существуют у всех западный берегов: Куросио, Бразильское течение, Мозамбикское, и т.д. В каждом случае - это мощное тёплое течение, которое переносит воду от экваториальной зоны в средние широты.

Таким образом, Гольфстрим (и течение Мексиканского залива, как один из его притоков) - вызваны не локальными условиями, а глобальным балансом планетарного масштаба. Гольфстрим будет существовать до тех пор пока: а) солнце греет Землю, б) Земля вращается, в) у Атлантики есть западный берег - восточное побережье США. Какие-то мелкие изменения в климатическом балансе не могут его остановить - это просто несравнимые по масштабу вещи. Утверждения о том что разлив нефти в Мексиканском заливе на скважине БП может "выключить" Loop current (течение Мексиканского залива) - смехотворны. Даже если бы количество вылившейся нефти составляло миллионы тонн - это примерно как каплю масла в ванную, движения воды это никак не изменит.

Это не значит что Гольфстрим вообще никак не меняется. Он, в зависимости от глобальных условий, может стать немного слабее или немного сильнее, отрываться от берега немного южнее или немного севернее. Но как планетарное явление (мощное течение от низких к высоким широтам вдоль западного побережья океана, которое затем отрывается от берега и течёт на восток) будет существовать до тех пор пока действуют факторы а),б),в) упомянутые выше.

Теперь о термохалинной циркуляции. Это гораздо более тонкий эффект. Почти везде в океане вертикальные движения воды ничтожны по сравнению с горизонтальными, т.е. обмен воды между поверностными и придонными слоями чрезвычайно мал (по сравнению с атмосферой, где обмен между нижними и верхними слоями происходит за считанные дни). И только в нескольких небольших зонах, составляющих около 1% всей поверхности океана, существует глубокая конвекция, где поверхностные воды достаточно быстро проникают до дна. Основная зона, где таким образом происходит формирование глубинной воды - это место в Северной Атлантике, примерно между Гренландией и Исландией. Есть и другая точка - в Южной Атлантике, в море Росса около Антарктиды, но масштаб конвекции там значительно слабее.

Существование глубинной конвекции зависит от довольно тонкого баланса температуры и солёности в верхних и нижних слоях; баланс, способствующий конвекции, существует далеко не везде в полярных широтах. Например, во всём огромном Тихом океане этот баланс несколько другой, и глубокой конвекции не возникает вообще. Можно представить условия, когда точки глубинной конвекции исчезнут и в Атлантике, и такие периоды существовали в недавней истории Земли.

Наличие или отсутствие глубинной конвекции, естественно, влияет на климат. Это примерно как имеется большой дом с толстыми стенами и хорошей теплоизоляцией, но в одной комнате слегка приоткрыта форточка. Если на улице мороз, температура внутри будет существенно зависеть от того насколько открыта или закрыта единственная форточка. Кроме обычного теплообмена, глубинная конвекция важна для многих других процессов: она несёт в глубину богатые кислородом верхние слои воды; кроме того, если в атмосфере резко повышяается концентрация CO2, конвекция может "захоронить" излишки этого газа в придонных слоях и замедлить рост этой концентрации.

Таким образом, прекращение глубинной конвекции (например, если вода в районе Гренландии станет намного более пресной, за значит, более лёгкой, чем сегодня) может серьёзно повлиять на климат, но механизм этого довольно сложный и нелинейный. Теоретически это может произойти. Например, если во льдах Гренландии взорвать сотни атомных бомб, частично растопив их и сбросив большую часть в океан в виде айсбергов, североатлантическая ячейка глубинной конвекции может исчезнуть на много лет. Но климат Змели начнёт чувствовать это не сразу, через десятки лет. Это - медленный процесс, хотя с долгоиграющими последствиями. Но сегодня никаких свидетельств исчезновения этой ячейки конвекции нет. Климат будет меняться, как он всегда менялся на протяжении истории Земли, но нет оснований считать что эти изменения в ближайшие годы будут особенно быстрыми и катастрофическими.
la

Первосентябрьское

На прошлой неделе отправили Сашку на второй курс университета. В этом году он решил сьехать из общежития, которое прямо на кампусе рядом с учебными корпусами, и столовкой на первом этаже, но зато в небольшой комнате их было три человека. Теперь он будет снимать комнату в частном секторе, через две улицы от кампуса. Комната совсем маленькая и пустая, без мебели - зато своя. Пришлось привозить из дома футон и матрас, заодно купили компьютерный стол из коробки - и потратили больше часа на его сборку.

Его соседи по квартире - три девчёнки со старших курсов, которые уже жили здесь в прошлом году (одна сьехала и место освободилось). Всего в квартире четыре спальни, большая кухня, общая гостинная и душевая с туалетом, с уже неоттираемым серым налётом и покрытым мелкими трещинами кафелем.

Подумалось насколько мало изменился студенческий быт за 20 лет. Я как будто попал в 1991, в мой первый год в Америке, куда я приехал в аспирантуру MIT. Такой же трёхэтажный деревянный (читай - фанерный) дом с узкой лестницей наверх при ходьбе по которой дрожат все этажи. Такие же стены покрашенные дешёвой белой краской, побитые углы и потёртые ковры серо-буро-малинового цвета на полу. Минимум мебели - личные вещи лежат в пластмассовых коробках, небольших шкафчиках или просто разбросаны на полу. Даже одежда мало изменилась за 20 лет. Девчёнки, которые соседки, ходят дома в землистого цвета шортах, или свободных серых трениках и майках. У входа по стенке стоят неожиданно модные сегодня резиновые сапоги на осеннюю погоду - такие простецкие, которые мы считали в своё время примерами совковой убогости.

Нас тогда в квартире было пятеро, все аспиранты из MIT. До нас в квартире жили тоже какие-то девчёнки, и они были полнейшими грязнулями. В холодильнике было полно гнилых остатков старой еды, белый линолеум на полу имел тёмно-серый цвет, и мы все вместе несколько часов оттирали его в первый день. В первый год я жил один, и единственными предметами мебели в моей комнате был подаренный кем-то матрас на полу, и подобранная на свалке кушетка, а затем ещё некое подобие книжного шкафа купленное на yard sale. Сейчас, с резким ростом популяции клопов в последние годы, со старой и подержанной мебелью нужно быть осторожным. Спартанский студенческий быт - горячая вода в душе кончалась утром после второго или третьего посетителя, зимой мы экономили на отоплении и держали температуру весьма прохладной, летом в жару дом (без кондиционера) прогревался как печка.

Но есть и заметные изменения: тогда ни у кого из нас не было личных компьютеров. Сейчас в каждой комнате на кровати невзначай валяется лаптоп, у всех есть айфоны или прочие Андроиды.

Сашка решил начать регулярно и серьёзно готовить, и даже присылает нам мобило-фотографии своих творений. Соседки, по его словам, не готовят практически ничего, хотя кухня вполне позволяет - обходятся тейкаутами или тем что можно быстро разогреть в микроволновке или плюхнуть на тарелку прямо из коробки. Посмотрим, на сколько его хватит.

Так что началась почти что самостоятельная жизнь. Если не считать такой мелочи как почти четыре тыщи баксов каждый месяц, которые родители платят за всё это.
la

"Школа"

Посмотрел один из эпизодов, полностью, здесь:
http://occuserpens.livejournal.com/497365.html

Понравилось, однозначно. Царства чернухи, о которой вопит половина ЖЖ, не увидел. Весьма качественная, для сериала, игра, живые люди, вполне реальные проблемы. Буду смотреть другие эпизоды.

Даже друг детства (и сосед по лестничной площадке в том же детстве) Саша Сураев, почти всегда с едким сарказмом пишущий про всё на что положит глаз, оказался явно впечатлён:
http://sashha.livejournal.com/605103.html
la

Интервью дочери Ельцина

http://medved-magazine.ru/?mode=article_view&sid=49&id=260

Оказывается, она первый раз замуж вышла чуть ли не на первом курсе:

— Это моя глупость. На картошке влюбилась, примерно год развивались романтические отношения. Я была классическая провинциальная девочка. А тут Москва. На меня обрушилась студенческая свобода: общежитие, новые друзья, целая буря новых эмоций. Это должно было случиться. Парень, который мне понравился, прекрасно разбирался в музыке, у него были пластинки только что вышедших тогда альбомов «Пинк Флойд», «Дип Пепл», «Йес», «Битлз»... Мы слушали с ним эту музыку ночи напролет. До свадьбы, кроме поцелуев, у нас с ним ничего не было. А в первую брачную ночь случилось то, что должно было случиться. И это оказалось прямо совсем разочаровывающим. Через несколько недель я поняла, что беременна. И скоро также поняла, что мы с мужем абсолютно разные люди. Он красивый, умный, талантливый. Но мы с ним разные. Мне с ним неуютно, плохо, я не чувствую себя защищенной. Потом родился Боря. Квартиры у нас не было, сначала мы жили в общежитии, затем в комнате в коммуналке. Пеленки, крики ребенка, ночные убаюкивания — все это раздражало мужа. Он стал пропадать. И, как всегда в таких случаях, была последняя капля. Маленький Боря ползал по полу и, естественно, ничего не понимая, как-то задел пластинку и поцарапал ее. Взбешенный муж в ярости бросился на Борю и ударил его. Этого я уже вынести не могла. Твердо решила уйти. Уходить мне было некуда, но оставаться уже не могла. Я переехала к маминой подруге, которая жила в Москве. Спасибо ей. Не правда ли, ирония судьбы — с пластинок все началось, пластинкой же и закончилось.

В наши времена такие ранние браки уже нечасто случались. На всём факультете на нашем курсе помню только одну пару - на втором курсе женились. А на пятом уже развелись - прежде чем кто-то ещё даже пожениться успел.

Потом она, оказывается, в космическом "ящике" работала:

После МГУ вы работали в закрытом космическом КБ «Салют», занимались баллистикой, что, в общем, как и математика, тоже не вполне женское занятие.

— С нашего факультета многих распределили в почтовые ящики. Я оказалась в «Салюте», в отделе баллистики. Так как в МГУ этому не учили, пришлось доучиваться в МАИ, чтобы понимать, почему и как все это летает.

То есть вы получили второе высшее образование?

— Да. Потом были десять лет в КБ. Там, кстати, работали очень талантливые люди. Было интересно, мы дежурили в Центре управления полетами, проводили сеансы связи. Нас отправляли в командировки в центры слежения. В «Салюте» была большая, серьезная работа. Например, я там написала программу дальнего сближения, по которой рассчитывались траектории сближения транспортных кораблей с орбитальной станцией. Я ушла, а по этой программе космические аппараты успешно стыковались. Уже без меня.


У меня с этим "Салютом", кстати, забавная история есть. Когда-то в далёкие годы перестройки, в 1988 у нас был кооператив, основной деятельностью которого было мытьё окон в промышленных высотных зданиях. Это дело выросло из студенческой шабашки, так называемых "альпинистов", хотя настоящих альпинистов среди них было немного. Но суть в том что на высоких зданиях такие "альпинисты" мыли наружные окна свешиваясь с крыши на верёвке с сидением. Работа была опасная но денежная. Кажется, олигархическая группа "Альфа" тоже с этого начинала. У нас, правда, олигархической группой стать не получилось. К тому времени я уже сам не висел на верёвке, а был что-то вроде менеджера, подписывал контракты, организовывал рабочую силу и т.д.

И вот как-то я набрёл на этот "Салют", вышел там на зам директора по админ-хоз части. Окна у них были сильно чумазые (не мытые лет 10) и она готова была давать заказ. Я спросил какой у них метраж окон. Она ответила что не знает, и плана здания отродясь никто не видел. Договорились что я сам оценю на глаз площадь остекления и на этом основании будем составлять калькуляцию. Я вышел из проходной, обошёл здание, считая количество окон и записывая в блокнотик. Потом неспеша пошёл к метро. У самого метро меня схватили под руку два охранника и потащили обратно на "Салют". Там из подсобки выбежал начальник охраны, такой толстый дядька, типичный армейский завхоз, и стал возбуждённо кричать что поймал шпиона. Ну человек, наверное, за всё жизнь ни одного шпиона живьём не видел, а тут такой случай подвернулся. Я сказал чтобы позвонили замдиректорше. Она была на совещании, но потом наконец спустилась. Когда она разобралась в ситуации, она так наорала на начальника охраны - ты, типа, тупой мудак со своей шпиономанией, не мешай людям работать - что тот, поджав хвост, удалился к себе в подсобку. А контракт мы подписали - потом моя бригада там мыла окна, как раз в то время когда Татьяна Дьяченко (Ельцина) там, кажется, работала.
la

Страна лохотрония

На днях на новый семестр (на самом деле "четверть" - у них тут четыре семестра в учебном году) Сашке пришлось потратить $300 за учебники. Сколько, вы думаете, можно купить учебников на 300 баксов? 20, 10, 5?
Правильный ответ - 2. Прописью: адын и ищо адын. Такие вот цены.
Не то чтобы учебники совершенно уникальные, в других книгах этого нет. Есть, конечно же. Но для курсов нужны именно эти учебники, и вот по таким ценам. В первом семестре удалось купить подержанные - или на Амазоне, или в университетском книжном магазине. Цены тоже запредельные, но всё же поменьше. В данном случае подержанных не было, только новые. В принципе, после окончания курса их можно сдать обратно, менее чем за полцены.

И так во всём - помимо того что стоимость обучения как ни в чём ни бывало растёт каждый год несмотря на кризис, ещё и мелкие обдираловки во всём - в жилье, в еде, и т.д. Например, классы начинаются в конце августа, а платить нужно уже начиная с июня. Какую-то бумажку заполнил на несколько дней позже - плати больше долларов на 50. И так всюду - здесь откусят, там отрежут.