Category: музыка

la

Когда умолкнут все песни...

Мда...
Буду писать статью о Кормильцеве в следующий номер Экзайла.

Кстати, кто-нибудь в курсе что случилось с "Ультра.Культурой"? В каком состоянии сейчас? Там только финансовые проблемы были или что-то ещё?

"Nautilus" on Youtube
la

Меломания с графоманией

Апн.ру всё разражается по теме "дискуссия о русском роке". Ну Кормильцева-то стоит почитать, хоть даже и ерунду пишет - он всё-таки был в этом деле звездой первой величины. А остальные-то куда? Гурукен по этому поводу здраво комментирует:
http://guruken.livejournal.com/520609.html
http://guruken.livejournal.com/521595.html

Надеюсь минует меня чаша сия - в смысле не раззудится рука написать тоже что-нибудь длинное на тему в которой тысячи или миллионы людей понимают лучше меня.

Но коротко всё же позволю себе бросить мимоходом, скорее культурологическое. У Голышева есть любопытная сентенция:
Рэп, кстати, чертовски удобная для русских музыкальная рамка. Музыка там по определению — гарнир, главное блюдо — текст, поэзия. Коммерческое фуфло в этой теме упорно не катит — Децл облажался, Серега уже неактуален.

Ну, наличие коммерческого фуфла совершенно не зависит от жанра - и просто свидетельствует о его определённой "зрелости". В американском рэпе и хип-хопе уже давно "коммерческое фуфло" доминирует. Но дело не в этом. Рэп - всё же не русский жанр. В нём главное не текст, как утверждает Голышев, а ритм, движения, пластика. Правда, текст тоже играет бОльшее значение чем в обычной попсе, но меньше чем в русской песенной традиции.

По-настоящему в популярной музыке есть две актуальные и уникальные русские традиции. Это, во первых, частушки, (и их более салонные варианты, типа разных "куплетистов"), и во-вторых - бардовские песни, КСП и т.д. Это - гигантский культурный пласт который, например, полностью отсутствует в Америке. Там есть кантри, есть такие явления как Боб Дилан или, скажем, Эйми Манн и много чего такого - но это совсем не то, даже близко. Даже обычное пение под гитару у костра - в Америке (и в большинстве других культур) отсутствует совсем. Сколько раз бывал в американских кемпингах - везде одинаковая картина: машины, палатка, костёр, стол со скамейкой, шашлычки даже - но если у костра поют под гитару, это всегда "наши", никто другой.

Стиль подачи как частушек так и бардов принципиально отличается от "рэпа" или всего того подо что их иногда пытаются подогнать. Там практически нет движений, мало даже мимики, минимальная аранжировка. Русский рок - настоящий - тоже всегда был не таким как на Западе. Почти каменное, выхваченное из темноты прожектором лицо исполнителя - Гребенщикова, Бутусова - вот это настоящая наша традиция. Наклон, поворот головы, жест рукой - вот и всё. Стихи с минималистской музыкой - самодостаточны. Все кто пытались подражать западому стилю выступлений рок-групп - с трясением головой, размахиваний гитарой, прыжками по сцене - выглядели вторичными и неестественными.

Какой тут рэп? Это идёт от совсем другой культурной традиции - поэтической декламации перед большой аудиторией, существовавшей в России и достигшей апогея в СССР "шестидесятников". Это явление абсолютно чуждо англо-саксонской культуре, да и западной в целом. Там поэзия всегда была салонно-кафешной, для очень узкого круга. Представление о том что поэтическая декламация может собирать целые стадионы - это это для них нечто совершенно невероятное, почти инопланетное. Рэп-контесты в афро-американских гетто этом смысле тоже совсем другие.

Несколько ближе к нам французский шансон, даже коммерческий, тоже чуждый англо-саксонской культуре. Помню в начале 90-х нас с me_precious в Бостоне (точнее в Кебридже, его пригороде) знакомые французы водили на концерт Патриции Каас в маленьком заштатном клубе на задворках, где-то между Гарвардом и MIT. Мы наблюдали её метров с четырёх. Про концерт никто не знал - никакой рекламы или ажиотажа, среди публики только местные французы и русские. Для американцев она так и осталась абсолютно чужой и непонятой. Так же и русская музыкальная традиция - от частушек до бардов и песен у костра - нечто совершенно чужое, несовместимое ни с кантри, ни с роком, ни с рэпом.
la

История и Культура - 2

Ира myshkovskaya пишет как она без ума от "Праздника общей беды" раннего Наутилуса.
А Лена Маякова alenushka777 вспоминает "Она идёт по жизни смеясь" из "Машины Времени".

Что общего у этих заметок? Обе песни - из середины 80-х, того времени когда эти замечательные девушки были ешё в пелёнках или ходили под стол пешком. Казалось бы, с тех пор должно появиться много чего гораздо более близкого для их поколения. Ностальгировать по ним было бы гораздо естественнее, скажем, для меня, и моих сверстников. Но тем не менее, качество лучших песен того времени остаётся настолько непревзойдённым, что их воспринимают как свои и гораздо более молодые люди, которые не росли вместе с ними, для кого они были далеко не на "злобу дня". Советский рок с конца 70-х до конца 80-х - "Машины Времени", "Аквариума", "Наутилуса", "Кино", и многого другого в то время - это абсолютная вершина в популярной культуре, к которой не приближается никакой другой из соседних периодов. Вполне вероятно что и через 20-30-50 лет многое из того букета будет восприниматься таким же свежим и современным как и сегодня. Так же как Высоцкий, барды, поздние советские фильмы - именно тот культурный пласт, тонкий но необычайно насыщенный, на который историки будут удивляться через много лет - откуда за такой короткий период появилось всё это богатство?

Аналогично, вся классика западного рока, за редкими исключениями, укладывается в относительно короткий период 1965-1980. Очень мало того что было до середины 60-х слушается сегодня - разве что "дедушка"-основатель Элвис Пресли. Но середина и конец 60-х и почти все 70-е - это титаны, "наше всё" The Beatles, The Rolling Stones, Led Zeppelin, Pink Floyd, The Kinks, The Doors, The Who, Jethro Tull, Queen. Можно вполне представить что значительную часть этого наследия будет слушать и помнить через 50 и 100 лет. Были и другие направления, от легчайшего диско до панк-рока - эскапистские, эпатажные, экспериментальные - но самые лучшие образцы разных жанров тоже относятся к этому времени. Сотни песен и альбомов той эпохи давно стали классикой. А кто вспомнит через 50 лет, скажем, что-нибудь из нынешней британской попсы - все эти Robbie Williams, Oasis? Не смешите...

На первый взгляд можно подумать что это очередные рассуждения на тему "...Да, были люди в наше время, не то что нынешнее племя...". Но дело совсем не в этом. Период с конца 60-х до начала 80-х был временем скоротечного и почти бескровного, но необычайно острого кризиса всего западного общества. Это было время антивоенных протестов и чуть ли не миллионных толп сбегающих в Канаду чтобы откосить от армии, революций 1968-го, Мартина Лютера Кинга и "Чёрных пантер", хиппи и Sex, Drugs, Rock'n'Roll, нефтяных кризисов, инфляции и Уотергейта и общего упадка морали. И именно в это время рождалась самая блистательная современная музыка, подобной которой не было ни в предыдущие 20 лет, ни в последующие 25 лет. Так же время начиная с конца 60-х и до конца 80-х было периодом глубокого морального (а затем и экономического) кризиса СССР, которое порождало смятение, сомнение, искание, нигилизм. И от этой эпохи остались самое богатое культурное наследство.
Collapse )
la

На седьмом этаже за семь часов счастья, спасибо тебе и ты знаешь теперь

По наводке Кашина и _iks послушал распиаренную ранее Паркером Леру Масскву:
http://qsound.ru/music.php?id=933069&artist=masskva

Очень понравилось. Не всё, но несколько песен прекарсны, напоминают лучшую Земфиру. Самое запоминающееся -не "смс-ная любовь" (А послания в виде сердечек...) а "Седьмой этаж". Западает.
Почему это так намного лучше всей той чудовищной пошлятины и попсы что попадается в телевизоре?