Дело было в Ченнае, это бывший Мадрас, четвёртый по величине город Индии, самый большой из городов юга страны, столица "земли тамилов" - провинции Тамил Наду.
Невесту по имени Манали мы знали почти десять лет. по одной из предыдущих работ, вот здесь фотография ноября 2007 года, мы в Нью Йорке у кассы на представление Cirque du Soleil в Мэдисон Сквер Гарден. Ещё про неё. За это время у нас с Манали было немало приключений. Мы ставили её на горные лыжи, учили кататься на велосипеде по достаточно сложным дорожкам, учили ночевать в палатке и ходить с рюкзаком в горы, учили плавать и носить открытый купальник на морском пляже. А заодно подыскивали ей бойфренда из других наших индийских знакомых.
Манали - девица весьма умная и разборчивая, поэтому с подходящим женихом долго не складывалось, но в конце концов она сама нашла Према (полное имя - Премкумар), мы его впервые встретили прошлым летом и одобрили, а на День благодарения они гостили у нас в новом доме. И невеста и жених - хорошо образованные и хорошо зарабатывающие жители штата Нью Йорк. Манали сейча работает ведущим программистом и менеджером в софтверной компании.
Вопреки распространённому взгляду, что на индийской свадьбе должны целую неделю гулять все окрестные деревни, событие оказалось довольно скромным и быстротечным. Всего гостей было человек 50, и мы с Жанной - единственные "белые", европейского происхождения. Среди гостей, впрочем, были родственники невесты с севера Индии (она сама из Мумбая), с достаточно светлой кожей и европейскими чертами (сказываются индоевропейские гены, гаплогруппа R1a).
Вся свадьба состояла из двух мероприятий - сангит (вечеринка) накануне свадьбы, и сама свадьба - религиозная церемония ранним утром на следующий день. Во время вечеринки масовик-затейник вызывает разных гостей на танцевальные номера (и я там был), устраивает всякие конкурсы (довольно вяло), и в конце концов всё сводится к жрачке, как и положено свадебной вечеринке, но с небольшим по Российским масштабам количеством алкоголя.
На следующее утро начало церемонии - жених и невеста сидят на неких качелях, и многочисленные родственники по очереди подходят к ним с большой миской всяких овощных колобков, берут их из миски и бросают во все четыре стороны, наверное, ради достатка и благополучия. Через несколько минут пол вокруг покрывается размазанной едой, на которой можно поскользнуться. Потом церемония перемещается на второй этаж, а пол за это время чистят.
Вообще, основное предназаначение самой свадьбы - побольше помучать невесту и жениха. Невесту часов с пяти утра причёсывают и одевают, чтобы часам к семи она прибыла на церемонию. Церемония традиционно проводилась на открытом воздухе, что имело немалый смысл. В условиях перенаселённого урбанизированного Ченная открытого воздуха найти непросто. В результате сама свадьба проводилась в общественном заведении, что-то типа маленького дома культуры, с декором советской столовки. Центральным моментом её являются малопонятные для нас процедуры вокруг небольшого костра (наверное, символизирующего домашний очаг), разведённого посреди душной комнаты с низкими потолками и нестабильно работающими вентиляторами. Дым постоянно застилал невесте и жениху глаза, да и гостям тоже. Впрочем, часам к 10 утра уже всё кончилось, все свободны.
Церемониймейстерами являются исключительно пузатые полуодетые мужики, которые в течении всей процедуры сидят вместе с женихом и невестой и говорят что им нужно делать. Нужно произносить какие-то фразы, и иногда вставать и обходить вокруг огня, затем садиться опять. Пол постепенно покрывается рисом, лепестками, частицами золы. Тут же беспорядочно разбросаны сумки фотографов, котомки церемониймейстеров, в общем довольно бестолково. Но церемония есть церемония.
Ещё несколько фотографий. Жанна и Манали:
Манали с её отцом перед основной церемонией:
Завтрак для гостей: на банановый лист наваливайтся всякие овощные соусы, и раздаются всякие лепешки и пончики, которые нужно в эти соусы макать. Ложек, вилок и ножей нет в принципе.
Молодые 15-летние танцовщицы. Племянница Манали (справа) и её одноклассница, тоже какая-то дальная родственница, исполняли танцевальные номера во время сангита, традиционные индисйкие танцы которые можно увидеть в болливудских фильмах. Симпатичные девченки, а сами танцы, по-моему, в обычной российской хореографической студии ученицы освоят за пару месяцев.
Про Индию ещё напишу.