Мысль показалась мне на самом деле более глубокой чем частный вопрос по теме того обсуждения. Традиционное представление о прогрессе и уровне развития человечества в различные периоды можно представить математической экспонентой, всё время забирающей ввысь и устремляющейся туда со всё большей скоростью. История человечества является последовательной чередой сменяющих друг друга эпох, каждая из которых "прогрессивнее" предыдущей, выше её по уровню, короче и бытротечнее. История всё время "ускоряется", и одна из основных проблем нынешней эпохи в том что обычный человек просто не успевает адаптироваться к стремительно меняющемуся окружению.
Но детальный анализ истории разных цивилизаций, и даже пре-цивилизационных эпох - неолита, палеолита, и т.д., показывает что это сильно упрощённая (или даже совсем неверная) картина. Я уже аргументировал в первом постинге на эту тему что история человечества очень далека от плавной линии, и представляет собой очень ломаную, фрактальную кривую, с большим количеством высокочастотных колебаний.
Сформулирую основной тезис этой заметки: История не движется постоянно "всё быстрей". Самые бурные периоды расцвета разных цивилизаций не протекают с бОльшей скоростью чем подобные периоды в прошлом. В истории, по всей видимости, были периоды когда технологическое и социальное развитие происходило быстрее чем сегодня. Прогресс по сравнению с предыдущими эпохами проявляется в другом - в уменьшении "глубины провалов" во время затяжных кризисов и войн, в сокращении периодов "тёмных веков" и стагнации, разделяющих периоды бурного прогресса.
Начну несколько издалека. На научно-популярном уровне принято считать что примерно с 9-го по 4-е тысячелетие д.н.э. происходило медленное развитие неолита - осёдлого образа жизни, развитие сельского хозяйства, появление первых деревень. Где-то в середине 4-го тысячелетия в Месопотамии появляются первые города, процесс ускоряется, они становятся крупнее, происходит их объединение в государства и т.д.
Но археологические находки за последние полвека предполагают существенный пересмотр этой картины. Даже история представляет собой не медленно поднимающуюся линию, всё сильнее задирающуюся вверх, а гораздо более тонкую структуру состоящую их множества волн, пиков и провалов. Первые урбанизированные поселения (с долговременными прочными жилищами, высоким уровнем разделения труда, развитыми культовыми сооружениями) появились около 6000 д.н.э. в Малой Азии и Палестине. Самая известная из подобных археологических раскопок - Чатал Хоюк на юге нынешней Турции. Это поселение имело очень необычную архитектуру - дома примыкали друг к другу, имея общие стены. Но эти дома не были лачугами - они были хорошо построены, достаточно просторны и, судя по всему, комфортабельны для жилья. Это поселение просуществовало несколько сотен лет, достигнув расцвета около 5500 д.н.э., после чего исчезло почти без следа. Несколько тысяч лет на этом месте практически не было нового культурного слоя. Так же происходило и с другими прото-городами на Ближнем Востоке и чуть позже - в Индии и Китае: они возникали, быстро развивались, достигали значительного прогресса и впечатляющего культурного уровня, а затем быстро приходили в упадок и исчезали.
Спустя несколько тысяч лет, когда возникли первые развитые цивилизации, картина в значительной мере повторялась. Первому полноценному "цивилизационному коллапсу" подверглась культура долины Инд (Хараппская, или дравидическая цивилизация) около 1700 д.н.э., и ознаменовала пришествие самого длинного в истории - почти тысячелетнего - периода "тёмных веков" и "варварства". Произошла полная потеря предыдущей урбанизации, культуры, письменности. Во второй половине 3-го тысячелетия д.н.э. цивилизация Хараппы во многом не уступала (а в чём-то и превосходила) уровень Междуречья и Египта. Но после 1900 д.н.э. появляются явные признаки упадка. В конце концов слабые остатки этой культуры были сметены индо-европейскими (арийскими) пришельцами. Только около 8-го века д.н.э. на территории Индии появляются признаки новой урбанизации, и только к 3-му веку д.н.э, во время Маурийской империи, она достигает уровня развития сравнимого с тем что было в 2000-м году д.н.э.
Следующий, пожалуй самый драматичный и загадочный, цивилизационный коллапс случился около 12-го века д.н.э. в восточном средиземноморье - это известная "Катастрофа Бронзового века", в которой полностью погибли Крито-микенийская и Хеттская цивилизации, был смертельно ослаблен Египет и едва на грани выживания сохранились богатые прежде финикийские прибрежные города, а так же Ассирия и Вавилон. На территории Эгейского моря и Малой Азии урбанизация и письменность исчезли примерно на 400 лет. Прошлая (орфическая) религия этого региона была забыта почти полностью. Египет же и Ассирия только во второй половине 9-го века начали вновь подавать признаки жизни.
Внезапное падение достаточно развитой культуры в бассейне Эгейского моря, кстати, уже случалось в прошлом. Так, например, около 2400 д.н.э. на западном побережье Малой Азии и прилегающих островах неожиданно исчезла очень интересная и развитая культура, предшествующая Минойской, и просуществовавшая около тысячи лет.
Более известное нам падение Римской Империи было не таким глубоким по сравнению с концом Бронзового века за 1600 лет до того. На территории Западной Европы на много веков катастрофически упал уровень жизни, грамотности, коммуникаций. Но предыдущая культура и письменность не были полностью забыты, и много столетий служили ориентиром для потомков, старающихся тянуться к достижениям прошлой блистательной эпохи.
Ещё менее глубоким был период "тёмных веков" в Китае с 4-го по 6-й век н.э., отделяющий древнекитайскую (конфуцианскую) цивилизацию от новой, основанной на махаяна-буддизме, начавшейся с империи Тань в 7-м веке н.э. Это был период глубокого экономического упадка, междоусобных войн и раздробленности, но всё-таки культурный провал был менее заметным чем тот что последовал за окончанием Римской империи.
Но уже в 1-м тысячелетии д.н.э. появляются примеры противоположного характера - когда между коллапсом одной цивилизации и приходом новой на её место случаются очень яркие, драматические и кровавые события, но без периода "тёмных веков" и полной потери наследия прошлого. Впервые, видимо, это случилось в 6-м веке д.н.э. при падении Ассирийско-Вавилонской цивилизации, истоки которой уходят к древним шумерам. Падение этой цивилизации включало сверх-драматичное разрушение Ниневии и других ассирийских городов, скоротечную Ново-вавилонскую (Халдейскую) империю Навуходоносора, переселившего в ссылку часть жителей Иудеи и других окрестных государств, и, наконец, торжество Персидской Империи во главе с Киром Великим. Последнее ознаменовало собой приход по настоящему новой (зороастрийской) цивилизации, полностью порвавшей с предыдущими религиозными представлениями и обычаями, и принёсшей новую культуру, административные и экономические методы (в частности широкое распространение монетарной экономики). Между старой и новой цивилизациями практически не было перерыва.
Спустя 1300 лет эта Персидская, зороастрийская цивилизация сама пала под натиском исламского "взрыва". Смена цивилизаций и на этот раз произошла без всякого перерыва на "варварство" и тёмные века. Аналогично, если падение Западной Римской Империи ознаменовало приход "тёмных веков", на востоке новая (православно-христианская) цивилизация, представленная Византией, пришла почти без всякого перерыва. Уже вскоре, при Юстиниане, она достигла одной из вершин своего развития.
Ранее я уже аргументировал что падение Российской империи в 1917 году представляет собой не просто революцию, переворот или смену династий, но настоящую смену цивилизаций, подобная которой случается только раз в несколько столетий, если не реже. Православно-христианская цивилизация сменилась на "советскую", пост-христианскую. Она так же произошла без "тёмных веков" - новая цивилизация подхватила эстафету у старой очень быстро, после непродолжительного, хотя и жестокого, периода гражданской войны. Подобный, хотя и несколько более затяжной переход случился и в Китайской цивилизации в середине 20-го века, после затяжного фатального кризиса начавшегося в самом конце 18-го века и разрешившегося приходом новой цивилизации, варианта "советской".
Подобная тенденция - сокращение "глубины провалов" проявляется и не только при полноценной смене цивилизации, но и при затяжных системных кризисах в рамках одной жизнеспособной цивилизации. Я приведу только один пример. Западная цивилизация во 2-м тысячелетии н.э. пережила три периода долгих системных кризисов, разделённых интервалом около 300 лет (эта цифра является характерным периодом долгосрочных циклов для всех цивилизаций). Первый из них - 14-й век. Это время чудовищного голода 1315-18 годов, "Столетней войны", "проклятых королей", пандемии "Чёрной смерти" в 1346-49, раскола папства, коллапса итальянской (а следовательно общеевропейской) банковской системы и прочих напастей. Это столетие ознаменовало огромный откат общества в демографическом и социально-экономическом развитии. Следующий затяжной кризис - первая половина 17-го века: "Тридцатилетняя война", опустошение центральной Европы, Английская революция и гражданская война, геноцид Кромвеля в Ирландии, французская Фронда, эпидемии 164-х и 1666 годов ("Пир во время чумы"), и другие кризисы. Население Европы в 1700 году было несколько меньше чем в 1600. Но глубина падения всё-таки была меньше чем в 14-м веке. И, наконец, первая половина 20-го столетия. Это было время беспрецедентной жестокости и кровопролития (во много раз превышающее, например, период Французской революци и Наполеоновских войн). Обострение империалистических войн и финансовых кризисов. Две чудовищные мировые войны. Пандемия "испанки" в 1918-19, сравнимая только с "Чёрной смертью" середины 14-го века. Великая депрессия. Огромное распространение "внеситемных" идеологий - коммунистической и фашистской. Фактически весь период 1900-1945-го можно считать глубоким, затяжным системным кризисом всего западного общества, в одном ряду с кризисами 14-го и 17-го веков. Но даже и в этот период продолжался технологический прогресс, социально-экономическое развитие, и короткие периоды процветания ("Roaring 20's"). "Глубина падения" была всё-таки несравнима с вышеупомянутыми предыдущими кризисами, хотя уровень насилия может быть даже превышал их.
Подытоживая: вышеприведённое предлагает несколько иной взгляд на историческую динамику и скорость развития человечества. Прогресс за последние несколько тысяч лет заключался не столько в увеличении "крутизны подъёма", сколько в сокращении глубины и ширины "провалов", разделяющих "великие эпохи". Поднимающихся и опускающихся волн становилось всё больше, они накладывались друга на друга обеспечивая в среднем подъём всё выше, и невозвращение к далёкому "варварскому" уровню, что случалось с человечеством не раз на протяжени его более ранней истории.