Kirill Pankratov (neznaika_nalune) wrote,
Kirill Pankratov
neznaika_nalune

Category:

Катастрофический ужас

Когда случается крупная авиакатастрофа, на несколько дней занимающаяя почти всё медийное пространство в стране к которой она имеет прямое отношение, и немалую долю - в остальном мире, довольно быстро поднимается лай в противоположную сторону. Звучит это примерно так: "А чего опять растрезвонились про упавший самолёт? Да за последние пару дней (недель, месяцев) гораздо больше народу погибло в рядовых автокатастрофах, которые ни в какие новости не попали. Никаких трауров по ним не обьявляют. Да и вообще авиационный транспорт намного безопаснее - шансов убиться на машине несравнено больше чем в самолёте".

Аналогичные рассуждения неизменно появляются после очередного теракта или массового расстрела в людной месте (что характерно в основном для США). Про то что за последние дни или недели множество людей оказалось жертвами в рядовых убийствах, упоминавшихся разве что в местной криминальной хронике, но никак не в общенациональных новостях. И что есть тясячи причин от которых шансов погибнуть несравненно больше чем от бомбиста или маньяка с автоматом.

Действительно, за всё пост-советскую историю от всех терактов (включая Беслан, взорванные дома, и т.д.) погибло что-то около тысячи человек или немногим больше. Примерно столько же оказалось жертвами всех случившихся в России за последние 25 лет авиакатастроф. Число же жертв обычных убийств за это же время значительно превышает пол-миллиона, а жертв ДТП и того больше.

Но обычная бесстрастная статистика в данном случае не работает. Люди всё равно будут бояться падающего самолёта несравненно сильнее чем разбитого автомобиля. И этот страх имеет вполне рациональную основу.

Огромная разница между упавшим самолётом и фатальным ДТП - в контроле над ситуацией которую человек ощущает в этих двух случаях. Пассажир самолёта находится полностью во власти судьбы. Если уж он оказался в этом самолёте, от его действий ничего не зависит в случае тотальной катастрофы. В автомобиле человек имеет намного больший - пусть даже часто иллюзорный - контроль. О погибших не принято говорить плохо, но немалый процент погибших в ДТП сами виноваты в них. Даже если они не были непосредственными виновниками ДТП, в их руках были инструменты повысить свою безопасность: пристягнуть ремень, иметь исправную передачу и тормоза, не ездить на лысых шинах, наконец, не гнать на скользкой дороге и крутых поворотах.

Аналогично, есть огромная разница между неожиданным терактом и типичным убийством на улице или внутри дома. Едва ли какие-то индивидуальные действия могут предотвратить смерть от взрыва в злополучном вагоне поезда или в роковом месте на городской площади. В случае большинства убийств от действий жертвы, рискованности его/её поведения, в немалой степени зависит результат, хоть об этом тоже говорить не политкорректно. Не участвовать в криминальных сделках, не ходить по ночам в опасных районах, не ввязываться в драку там где этого можно избежать, не оставаться под одной крышей с сожителем-алкашом, склонным к приступам ярости - всё это радикально уменьшает риск оказаться жертвой убийства.

Жертв убийств и ДТП можно и нужно жалеть так же как и жертв авиакатастроф и терактов. Как правило за более рискованным поведением стоит обычная бедность и другие причины социального неблагополучия. Но речь в данном случае не об этом - а о том что у человека есть немалая степень контроля в своих действиях, пусть даже в конкретной ситуации она оказывается иллюзией.

И поэтому никакая жирная статистика убийств или смертельных ДТП не сравнится с экзистенциональным ужасом даже исчезающе редких авиакатастроф и внезапных терактов. Никакими сотнями миллионов километров вероятного благополучного налёта не переубедить аэрофобию, и не вытестнить авиакатастрофы и теракты из шапок новостей.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments