Kirill Pankratov (neznaika_nalune) wrote,
Kirill Pankratov
neznaika_nalune

Categories:

Дождливые вопросы

Вопрос о блокаде Ленинграда может, и должен, быть вполне легитимен с точки зрения исторической науки, но неуместен в данной форме и в данных обстоятельствах. Как это нередко бывает с всевозможными креаклами и щелкоперами, репортёры "Дождя" упустили хорошую возможность промолчать. Не надо требовать от собственной матери ответа на вопрос сколько мужчин у неё было до (и после) вашего отца. В то же время подобные вопросы вполне уместны в кабинете её врача-гинеколога. То что нормально в бесстрастной дискусии профессиональных историков, бессмысленно в форме мультивариантного опросника посетителей какого-нибудь вебсайта. "В споре рождается истина" - такое случается, но не во всяком споре. В большинстве споров рождается только умножение разногласий, насмешки, обиды и ненависть. Не во все споры стоит вступать. Многие исторические и национальные проблемы, поднятые в виде провокационной публикации или плохо сформулированного сетевого опроса, нисколько не приблизят к истине, но зато кидание какашками вполне гарантировано.

Как правильно замечено в посте - Вопросы, касающиеся Великой Отечественной Войны, на нынешнем этапе... лежат в области мифологии, а не в области истории.. На вопросы, такие как поднятые в обсуждении Ленинградской блокады, нельзя ответить только с позиции военной целесообразности. Возьмём другие трагические события той же войны, произошедшие в другом крупном городе, не слишком далеко от Ленинграда: в оккупированной Варшаве. В апреле 1943-го там началось восстание в еврейском гетто. Во время этого восстания погибло в общей сложности от 10 до 15 тысяч защитников и жителей гетто, а оставшиеся в основном были отправлены в концлагеря. Потери же немцев были ничтожны - всего несколько десятков солдат. С точки зрения узкой военной целесообразности это была одна из самых провальных в истории попыток сопротивления оккупации - много тысяч жертв и почти нулевой ущерб германской военной машине. Через год в Варшаве, при приближении советских войск, началось ещё более масштабное восстание, уже самих варшавских поляков. В его результате большая часть города превратилась в руины, и погибло от 150 до 200 тысяч жителей. Немецкие потери, хоть и значительные, были намного меньше - около десяти тысяч солдат. В ходе этих двух восстаний Варшава была буквально завалена трупами своих жителей, не достигнувших сколько-нибудь значительного военного результата. Тем не менее, эти события считаются (в целом, правомерно) героическими страницами и частью национальной мифологии как евреев так и поляков.

Что касается "заваливания трупами", то, если посмотреть обьективно, первенство в этом принадлежит вовсе не Сталину и советским командирам. С большим отрывом его можно присудить руководителям самых развитых, цивилизованных стран, и их армий, во время Первой Мировой войны, столетие начала которой мы будем отмечать в этом году. Трудно придумать более бессмысленную военную тактику чем ежедневная посылка десятков тысяч солдат на одни и те же окопы противника под прямой пулеметный и артиллерийский огонь и удушающие газы, без малейшего продвижения фронтовой линии. Едва ли найдётся исторический период когда человеческая жизнь ценилась бы так дешево - в значительной мере по обьективным причинам, из-за огромного переизбытка молодых мужчин расплодившихся в странах индустриального Запада на пике первого демографического перехода. В самых кровавых битвах Второй Мировой войны огромными жертвами, по крайней мере, достигались коренные изменения стратегической ситуации. Во многих сражениях Первой Мировой миллионы солдат оставались лежать на поле боя без каких-либо изменений линии фронта. Тем не менее, в западной историографии Первая Мировая обычно называется "Великой войной", и в её обсуждениях редко можно встретить улюлюканье на тему "рабской покорности" солдат идти на бессмысленную бойню и про то что "бабы ещё нарожают" (хотя, в общем-то, так и произошло к началу Второй Мировой).

Основополагающие национальные мифы почти всегда далеки от настоящих исторических событий. "Илиада" описывает не грандиозные битвы с участием величайших героев древности, а затянувшийся, из-за плохого планирования, пиратский набег на скромный региональный центр на окраине тогдашнего цивилизованного мира. Ветхозаветное "Царство Давида и Соломона", если и существовало вообще, представляло собой мелкое княжество из нескольких десятков деревень и поселений, по уровню социальной организации находящееся ближе к вождеству чем к государству. Подвиг "трёхсот спартанцев" в Фермопилах был, на самом деле, сокрушительным поражением греков: там они безвозвратно потеряли около тысячи своих лучших воинов, в то время как персы совершили успешный обходной маневр через горные перевалы, закончившийся взятием и сожжением Афин. "Песнь о Роланде" - основополагающий эпос французской литературы - описывает не сражение благородных рыцарей с несметными полчищами сарацинов, а неудачный бой и полный разгром арьегаргного отряда армии франков, попавших в засаду местных горцев-басков.

В основных вехах, которые легли в основу российской и советской национальной мифологии - таких как Бородинская и Сталинградская битвы - можно найти множество нелепостей, ошибок, напрасных жертв, и т.д, так же как и в любой другой мифологии. Но в отличии от большинства других национальных мифологий, здесь не подлежит сомнению масштаб событий. Это - не "сражение за избушку лесника", как в основе мифов многих других культур. Это действительно были битвы гигантов. Бородинское сражение было крупнейшей битвой в истории человечества на тот момент - как по числу задействованных войск так и по числу потерь с обоих сторон. Главные битвы восточного фронта Второй Мировой войны - самые крупные сражения в мировой истории, по всем основным показателям. Блокада Ленинграда - из той же категории по масштабу и историческому влиянию.

Значение таких событий, как блокада, в национальной мифологии - намного больше чем их непосредственные военные итоги. Оно уже прочно зашито в культурный код российской-советской цивилизации, и не может существенно измениться пока эта цивилизация существует. Любые попытки креаклов подвергнуть эти вещи радикальному ревизионизму - не более чем крысиная возня на плитах гранитных монументов, куда им по какой-то случайности подкинули корм. Это может вызвать только раздражение и желание шугануть крысиное стадо, но сами монументы никак не изменятся от беготни случайных грызунов.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 220 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →