Полицейская жестокость встречается во всех странах, но в большинстве случаев является ответными действиями на сопротивление задерживаемых или протестующих. Отличие данного эпизода в том что это не было ничем спровоцировано и не имело никакой необходимости. Полицейский пнул лежащую демонстрантку по лицу просто потому что он мог, и хотел. Ни сопротивления, ни угрозы полицейскому от неё не исходило.
Если бы дело происходило в России, вся либеральная пресса месяцами бы каталась по полу в истерике, вопя о "чудовищных преступлениях режима", и этому неизменно вторила бы западная пресса. "Этот кованный сапог - настоящее лицо этого государства, а женщина на асфальте - лицо гражданского общества", перепевалось бы на все лады. В реальном эпизоде в Турции - нулевая реакция "мировой общественности". И это достаточно характерно для реакции на события происходящие в Турции или в России. Турции практически всегда со стороны западного истеблишмента и СМИ прощалось то что не прощалось России.
В истории России и Турции за последние 100 лет было немало похожего и немало важных отличий. Обе страны пережили крушение империй в ходе Первой Мировой войны. Кемалистская революция "младотурков" в немалой степени имитировала большевистскую революцию в России в основных целях: отрицание имперского прошлого, радикальную модернизацию сверху, упор на руководящую роль "партии нового типа" в противовес традиционной аристократической элите.
Но в целом советские надежды на "коммунистическую революцию" в Турции не оправдались. Революция там в основном оказалась буржуазной и национальной (а не социалистической и интернациональной), и Турция в целом оставалась в западном лагере. И это определяло основные различия в отношении западных стран к России и к Турции соответственно. Если к СССР с началом "Холодной войны" отношение было как к сильному и опасному противнику, то к Турции - как к полезному, хоть и не особенно надёжному, и нередко бестолковому, союзнику. В отличии от СССР, на которого в течении нескольких десятилетий ориентировалась немалая часть всего человечества, в том числе народы далёкие от русскоязычного или православного мира и не имеющие тесных исторических связей с Россией, Турция не имела какой-либо особой привлекательности или влияния за пределами небольшой части исламского мира. Турция не выигрывала мировых войн, не прокладывала путь человечества в космос, не лидировала ни в каких научных или технологических областях, не собирала десятки золотых медалей на каждой Олимпиаде.
И это вполне устраивало её западных союзников. Противодействие распространению коммунизма, НАТОвские базы и статус "непотопляемого авианосца" на южных границах СССР, контроль над черноморскими проливами - весьма полезная, и вполне достаточная, приходная часть баланса. На многочисленные недостатки и проблемы этого члена НАТО предпочитали лишний раз не заострять внимание; как современные так и исторические - в частности уничтожение армянского населения в ходе развала Османской империи. Если бы не активность армянской диаспоры во Франции и в США, все западные страны предпочли бы замести геноцид 1915 года под ковёр и никогда бы не вспоминать о нём.
После окончания Холодной войны привлекательность Турции в этом смысле даже возросла. Появилась возможность использовать её как серьёзный инструмент влияния на бывшие советские республики в Закавказье и в Средней Азии, а заодно как про-западный форпост в исламском мире, с которым у Запада нарастало всё больше проблем. США постоянно строили прожекты использования Турции в своих геополитических конструкциях: сделать её членом Евросоюза, где она играла бы роль про-американского "Троянского коня" и противовеса "старой Европе", а так же превратить её в основного, если не единственного, "друга Израиля" в исламском мире. После многочисленных попыток оба этих прожекта, правда, потерпели неудачу.
Когда НАТО начало войну против Сербии, официально став союзником косовских сепаратистов, в это же время сама Турция (участвующая в косовской войне) проводила весьма интенсивные и жёсткие военные операции против курдских сепаратистов на своей территории. В отличии от массированной пропагандистской кампании западных СМИ против Сербии, едва ли в тех же масс-медиа можно было найти сколько-нибудь серьёзную критику турецких репрессий в отношении курдов. В самой же Турции СМИ контролировались гораздо жёстче чем в России в любой период пост-советской истории. Если в России в некоторых изданиях и теле- или радиопрограммах можно было найти открытую поддержку чеченских сепаратистов и оправдание терроризма, турецких журналистов сажали в тюрьму даже за осторожную постановку "курдского вопроса", за обсуждение даже теоретической возможности независимости или даже культурной автономии Курдистана.
Заигравшись в геополитические прожекты с использованием Турции, американцы в последние десятилетие долго не замечали как в самой Турции резко нарастает анти-американизм, антизападные настроения в целом, и усиливается консервативный исламизм. Сейчас Турция - одна из самых анти-американских стран по опросам общественного мнения, уступая только Пакистану. Один из самых популярных и кассовых фильмов турецкого кинематографа за всю его историю - боевик "Долина волков" 2006 года, в котором бравый турецкий спецназ на территории Ирака мстит американцам за военные преступления против мусульман. На уровне межгосударственых отношений такого антагонизма почти не видно по сравнению с общественным мнением, но проблемы нарастают.
При этом отношения Турции и России - вполне нормальные (к немалому раздражению Вашингтона, как и неплохие отношения Турции и Ирана). Кроме серьёзных разногласий по сирийскому вопросу, больших препятствий в отношениях нет. Россия не поддерживает курдский сепаратизм, Турция благоразумно не полезла встревать за Грузию в Пятидневной войне 2008 года. Торговля, туризм развиваются неплохо.
У Эрдогана и Путина, при всех различиях, так же есть немало общего, как и в недавней истории обоих стран. Оба лидера обеспечили быстрый и довольно устойчивый экономический рост после тяжёлых экономических и финансовых кризисов (2001 и 1998 годов соответственно), оба сумели консолидировать политическую систему опираясь как на более консервативную часть общества так и на технократов, и оба добились немалых успехов в решении проблемы сепаратизма в национальных окраинах. И оба лидера засиделись во власти и в немалой степени утратили способность реагировать на новые вызовы времени.
Нынешней волне демонстраций вряд ли удастся увести Эрдогана в отставку, как не получилось это и у волны анти-путинских протестов в 2011-12 (хотя у Эрдогана, судя по всему, проблем больше чем у Путина). Но по крайней мере они напоминают всем что власть - не вечна, общественные проблемы - меняются и возникают вновь, а прошлые заслуги - имеют срок годности.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →