Kirill Pankratov (neznaika_nalune) wrote,
Kirill Pankratov
neznaika_nalune

Category:

Про беглых казнокрадов, двойную бухгалтерию, грабь награбленное, и кипрские офшорки - 3000 лет назад

К теме египетских древностей в предыдущем посте.

Один из самых интересных древнеегипетских письменных документов хранится в Пушкинском Музее в Москве. Он известен как "Папирус Голенищева" (один из трёх разных документов с таким названием) и содержит историю путешествия высокопоставленного чиновника Ун-Амуна (Wenamun) из Египта (вероятно, из Фив) в Библ, закончившуюся на Аляшии (Кипре). Папирус с историей Ун-Амуна был приобретён русским исследователем Голенищевым у египетского торговца антиквариатом в 1891 году. Он плохо сохранился, некоторые части его пропущены, а некоторые можно восстановить лишь фрагментарно. Историю путешествия Ун-Амуна можно назвать одним из первых травелогов в литературной истории человечества. Она сильно отличается от традиционных египетских жанров: пропагандистского прославления правителей, административных указов и дипломатической переписки, религиозных и мистических текстов. В этой истории нет никакого прославления, и автор достаточно откровенно описывает свои злоключения, неуважение со стороны принимающих его левантийских царьков, и, в конечном итоге, - провал своей миссии.

Я не буду описывать многочисленные научные споры о подлинности или поддельности этого манускрипта. Относительный консенсус насчёт этого - что история более-менее подлинная, но сам папирус является копией более старой рукописи, с вкравшимися при переписке ошибками и некоторой отсебятиной. Русский перевод "Истории Ун-Амуна" здесь, там же комментарии к нему; английский перевод с некоторыми комментариями можно прочитать здесь.

Папирус интересен в первую очередь тем что описывает эпоху от которой осталось очень мало письменных документов. Дело происходит в середине XI века до н.э., в самой середине эпохи "тёмных веков", наступившей в Восточном Средиземноморье после "Катастрофы бронзового века" на рубеже XIII-XII веков. Египет крайне ослаб в конце XX династии в период правления Рамсеса XI - последнего из Рамессидов. Фактически он разделён на две независимые страны - верхний (со столицей в Фивах) и нижний, в дельте Нила, со столицей в Танисе. Фактически обеими частями управляют жреческие олигархии - обе с верховным божество Амуном, но несколько отличающимися религиозными версиями. Имя фараона у Ун-Амуна даже не упоминается. Контакты Египта с остальным миром - слабые и нерегулярные. Прибрежные левантийские города, за 200 лет до того находившиеся в вассальном подчинении или в плотной сфере влияния у египетских фараонов, уже давно независимы и управляются местными князьками. Никакой другой сильной державы в тот момент на горизонте не видно. Во главе приморских городов-государств стоят потомки "народов моря", захвативших эти территории около 150 лет назад, и уже в основном смешавшиеся с остатками местного населения и ассимилированных в его религиозные культы. В тексте, в частности, упоминается правитель Библа Чекер-Баал. Баал - древнее верховное божество местных ханаанских культов, а Чекер - название одного из племён "народов моря", упоминавшихся в Египте ещё во времена Мернептаха и Рамсеса III.

В Ветхом Завете, другом письменном источнике, предположительно повествующем об этом времени, примерно в этот период происходило завоевание внутренних регионов Палестины иудеями, и их войны с коалицией филистимлян. Название "филистимляне", по-видимому, соответствует "пелешет" - другому племени из "народов моря", упоминаемому в египетских хрониках. В истории Ун-амуна нет упоминания ни о филистимлянах, ни об израильтянах, ни о любых других событиях внутренней части сиро-палестинского региона.

Ун-Амун представлял правителя Верхнего Египта (Фив) и был отправлен в командировку в город Библ (Гебал), чтобы привезти груз древесины ливанского кедра для постройки церемониального корабля с посвящением богу Амуну. Торговые связи Египта с Библом к тому времени насчитывали уже почти 2 тысячи лет, и брали начало с раннего периода Древнего Царства, примерно XXVIII-XXVII веков до н.э. Первым делом по пути в Библ экспедиция остановилась в городе Дор (чуть южнее нынешней Хайфы). Правитель Дора, по имени Бедер, прислал Ун-Амуну гостинца - 50 хлебов, сосуд вина, и бычью ногу. Но тут же один из членов команды свалил вместе с корабельной кассой, утащив с собой почти полкило золота и чуть менее 3 килограммов серебра. По-видимому команда корабля Ун-Амуна состояла в основном из левантийцев (а не египтян), и вор имел в Доре родственников или знакомых. Во всяком случае, единовременная кража корабельной кассы представлялась ему более выгодной чем перспектива карьеры в египетском флоте. Это - одно из косвенных свидетельств падения престижа и слабости Египта к тому времени. Ун-Амун апеллировал к правителю Дора, призывая его компенсировать потерю (поскольку кража произошла в принадлежавшей тому гавани). Правитель Дора отвечал, откровенно издевательски: вот если бы вор был моим подданным, я бы нёс ответственность за него. А поскольку это твой подданый - ты сам и разбирайся, я тут совсем не виноват. Подожди у меня в гавани, авось мы найдём вора.

Ун-Амун с командой безрезультатно околачивался в гавани Дора почти целый месяц, но в конце концов осознал бесперспективность ожидания и, отправился дальше на север. По пути в Библ он остановился в гаванях Тира и, затем, Сидона. В Тире Ун-Амуну удалось захватить другой торговый корабль, который, как он считал, принадлежал правителю Дора. Ун-Амун конфисковал серебро, найденное на том корабле, в качестве компенсации за воровство с его корабля в гавани Дора, и отправился дальше по пути в Библ.

Прибытие в Библ в начале не предвещало Ун-Амуну ничего хорошего. В течении месяца месяца правитель Библа, Чекер-Баал, ежедневно присылал Ун-Амуну своего посланника со словами: "Вали отсюда, из моей гавани, ты мне не желанный гость".
(Продолжение следует)
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments