В последние два дня широко обсуждалась интрига с донорской кровью, "Нашими" и Чистяковой - кто кого обманул, чей пиар круче, кто пытается монополизировать сдачу крови, "помощь больным детям", кто у кого спёр самые жалостные фотографии умирающих или вылеченных детей. А что вы хотели? В так называемом "цивилизованном мире" всякая благотворительность - это на 95% обычная корпоративная рутина, официозный пиар, стандартные глянцевые буклеты, жопожужжалки и прочее.
С профессиональной заорганизованной благотворительностью в Америке, например, сталкиваешься довольно часто - от назойливых сантаклаусов со звоночками и колотушками у дверей каждого супермаркета в течении целого месяца (со Дня Благодарения до Рождества), до телемаркетеров, названивающих по вечерам с просьбой дать на какое-то благородное дело.
По этим звонкам первое время мне приходилось давать какие-то небольшие суммы от 20 до 50 долларов - от поддержки местных пожарников до помощи "бездомным ветеранам Вьетнамской войны" до "медицины против рака" и чего-то в этом роде. Вроде бы и дело неплохое, но главное - просто неудобно было отказывать, привязчивые больно. Что же происходит дальше? Помимо какой-нибудь ксивы с формальной благодарностью за благородное деяние, система начинает действовать так чтобы напрочь отвадить тебя от продолжения подобной деятельности. Любое пожертвование система воспринимает как сигнал "Внимание: лох который не может сказать "нет"!". Ты попадаешь в какую-то базу данных которая кочует из одной благотворительной шарашки в другую и тебе вскоре начинают звоить из всех них и увещевать про то какой ты щедрый и благородный дон и нужно дать ещё. Чем больше даёшь тем больше названивают - из совершенно не связанных с прежними конторами мест. Перестанешь давать - вскоре отстанут, через год-два. Единственное ощущение от всего этого - что попал в сети какой-то абсолютно бездушной машины по выпрашиванию денег, которой совершенно нет дела до заявленных целей благотворительности - с таким же успехом это может быть борьба за права марсиан, общество защиты кухонных тараканов, и т.д.
Эффективность такой деятельности весьма низка. Типичным бюджетом разных charities является до 60% (и даже больше) overhead - административные расходы направленные на собственно собирание этих денег. Это ещё одна радость - получается что из 30 долларов которые ты дал, около 20 ушло на то чтобы просто выбить их из тебя - слать по почте дурацкие письма, звонить вечеров во время обеда, чтобы выпрашивать подачки на чудовищно тарабарском языке, так что надо напрягать слух и переспрашивать по три раза - потому что эти ребята, естественно, тоже научились аутсорсить свои колл-центры куда-нибудь в Пакистан или Коста-Рику. Плановая экономика по производству экскаваторов, чтобы добыть руды, чтобы сделать больше экскаваторов, чтобы нарыть больше руды - просто отдыхает.
Единственный раз (точнее дважды), когда пожертвование денег вызвало действительно моральное удовлетворение - когда после Норд-Оста среди русских экспатов в США организовалась (действительно по инициативе снизу) кампания по сбору для помощи жертвам - www.moscowhelp.org. Среди организаторов был, как я выяснил позже, уважаемый френд
Вот так я понимаю благотворительность. А меряться буклетами с фиктивными списками доноров и слезодобывающими фотографиями больных от рака детей - как-то не катит.