Так вот: от углеводородной экономики, скорее всего, мы уйдём ещё очень не скоро. В качестве наиболее перспективной замены нефти и газу обычно подаётся "водородная экономика" основанная электромобилях с топливными элементами на основе "протонно-обменных мембран". Но многие к этим технологиям относятся всё более скептически. Хранение и и транспортировка водорода весьма затруднительна и дорога, создание широкой водородной инфраструктуры с заправками, ремонтом и т.д. практически исключена в ближайшие лет 20-30. На прошлой неделе я был на небольшой конференции посвящённой биотопливу в рамках организации Environmental entrepreneurs, помимо разных аспектов растительного топлива общее мнение по поводу водорода было "это технология будущего и всегда ей останется".
С лёгкостью и удобством обыкновенного жидкого топлива, такого как бензин или солярка, на транспорте и в быту конкурировать весьма трудно. Насколько вероятно распространение жидкостных же альтернатив, таких как этанол или био-дизельное топливо? Эта отрасль развивается, но спустя более 10 лет появления биотоплива на рынке всё ещё составляет сотые доли процента в США, десятые доли - в Европе, и считаные проценты - в Бразилии, где развитию способствуют хорошие условия выращивания биомассы. Везде оно существует за счёт субсидий - примерно 20 центов за литр в США, и 40 центов - в Европе. Добавки этанола в обычный бензин увеличивают выбросы озона, а био-дизели эмитируют больше нитрооксидов. И то и другое - серьёзные факторы загрязнения воздуха.
С другой стороны нефть и газ не собираются истощаться. Заканчивается дешёвая нефть, но более мелких и труднодоступных месторождений ещё навалом. А спрос постоянно повышается, и не сильно эластичен по отношению к цене. В общем, нефть и газ - это надолго. И распродавать всё как можно быстрее не стоит.