Проблема этого самого меморандума в частности и феномена спецшкол вообще, как мне кажется, состоит в чрезвычайной вчерашнести всей этой культуры.
Такого рода вчерашнесть не есть обязательно негатив, конечно. Есть определённый шарм в ретро-стиле поведения и мышления. Но и тот факт, что люди 57-й застряли в шестидесятническом мракобесии и не желают развиваться, - факт печальный. В шестидесятые это было явным прогрессом и безусловно положительным явленем. В семидесятые-восьмидесятые это шестидесятничество уже начало устаревать, но вскоре gap увеличился настолько, что интеллигентская субкультура спецшкол оказалась интересной в культурологическом смысле, но непригодной к сосуществованию с реалиями девяностых. Само собой, и сегодня это gap продолжает увеличиваться. Поэтому перед спецшколами стоит серьёзная проблема: либо им придётся значительно модернизировать воспитательно-мировоззренческую доктрину, либо отказаться от воспитательных функций, ограничившись образовательными, либо оставаться в образе милого, но придурковатого Ye Olde Style профессора, которому прощают его чудачества за прошлые заслуги и общую забавность образа.
Это я вам как выпускник матшколы говорю.
http://www.livejournal.com/users/pe3yc/415459.html
Я как обычно не врубилась в чем там вообще конфликт. Но мнение имею (с). Заключается оно в том, что все типа физмат/химические школы надо давно срыть с землей. Особенно те, после окончания которых ряду людей бывают послабления при поступлении в МГУ. Потому как все эти 57-ые/91-ые и прочие лицей-вторые школы являются кузницами м*даков с завышенной самооценкой, которые в итоге вырастают в тупых серых посредственностей которым просто в 11-ом классе рассказывали про пределы и ряды и эти самые школьники/выпускники успели осознать свое мега-божественное происхождение.
http://www.livejournal.com/users/ponny1/146878.html
Не могу сказать что полностью согласен, но что-то в этом есть. "Элитные" школы вообще говоря были и будут, и в каком-то виде они необходимы. Личный опыт у меня всё-таки, наверное, слишком провинциальный - лучшая физмат-школа Самары, да и то всего один год - и давно (начало 80-х). Но обстановка у нас была очень здоровая - некоторое ощущение исключительности и "своих-чужих" было, но в умеренных масштабах, и его нужно было подтверждать делом. Потом, на Физтехе в нашей группе был выпускник 57-й, и ущё - из тех кого близко знал - в той группе которую я курировал несколько лет спустя. Ничего плохого не могу сказать - сильные были ребята, если центропупизм и чувствовался, то во вполне терпимых количествах.
Меня меморандум раздражает скорее ощущением тоталитарности - претензии на контроль всех аспектов жизни учеников, в том числе и за пределами школьных стен. Это присуще всяким сомнительным сектам, и этого не должно быть в государственной школе. В общем, не нравится мне такое промывание мозгов - "не катит" этот меморандум.