Kirill Pankratov (neznaika_nalune) wrote,
Kirill Pankratov
neznaika_nalune

Categories:

Динамика взаимодействия цивилизаций

Из разговора с Александром Шульгиным по мотивам недавнего поста "цивилизации в 21 веке":

"3) Но наиболее существенный географический передел мира происходит в моменты гибели существующей цивилизации. Тогда вся её огромная территория становится объектом без цивилизационной идентичности. На её месте может сразу возникнуть новая, или её территория может на многие века оставаться объектом культурной экспансии и борьбы других цивилизаций."
---
Примеры?


Прежде чем разобрать конкретные примеры, я предлагаю несколько общих правил взаимодействия цивилизаций друг с другом и меж-цивилизационным пространством, которые действуют на протяжении примерно 5 тысяч лет человеческой истории:

1) Две соседних цивилизации. Пока они существуют, граница между ними остаётся практически постоянной, или меняется очень медленно. Они могут "толкаться локтями" на протяжении многих сотен лет. Более сильная (в данный момент) цивилизация может завоевать часть территории другой, и оказывать на неё политическое и культурное влияние. Но этот процесс не меняет цивилизационной идентичности. Когда первая цивилизация снова набирает силу, она прогоняет "оккупантов" из второй цивилизации, и даже может наоборот вторгаться в её пространство, когда вторая временно ослабевает.

2) Цивилизация и "варварское окружение". Под "варварским окружением" я подразумеваю территории, на которых ещё никогда не существовало культур с "высокой" религией, которые подпадали бы под определение развитой цивилизации. Цивилизационная идентичность (т.е. ареал распространения данной цивилизации) может диффундировать на эти варварские территории. Обычно это происходит не плавно, а волнами, период которых может составлять 100-200, или более, лет. Если цивилизация временно ослабевает, часть её территории может быть завоёвана "варварами". Но варвары не приносят с собой цивилизационной идентичности. Через несколько поколений они практически полностью ассимилируются, принимая религию и культуру ранее завоёванной ими цивилизации. Сама цивилизация через некоторое время набирает силу и может начать новый цикл колонизации "варварских окраин". Подобный процесс может повторяться несколько раз на протяжении жизни цивилизации, пока она не погибает окончательно (что означает упадок высокой религии, составляющей культурную основу данной цивилизации).

3) Наиболее долгосрочный передел мира происходит в момент гибели одной цивилизации и возникновения новой на её месте. Так возникают все мировые религии. Гибель цивилизации (даже если она сопровождается глубоким экономическим и культурным упадком) не означает возвращение этой территории в состояние "варварской окраины" для соседней. Территория погибшей цивилизации не импортирует цивилизационную идентичность существующей соседней цивилизации, даже если та завоёвывает и колонизирует её территорию.

В некоторых случаях новая цивилизация на месте погибшей может возникнуть почти сразу, взрывным путём. Она быстро занимает практически всю территорию бывшей цивилизации, и в первой фазе своего существования агрессивно наступает на соседние, как в военной так и в культурной области, неся соседям революционную идеологию новой мировой религии. Если такого исторического взрыва не происходит, то территория погибшей цивилизации надолго становится областью без определённой идентичности, подвергаясь завоеванию и культурному влиянию соседей. Новая устойчивая идентичность может возникнуть у неё через один или более цивилизационных циклов - процесса гибели одной из соседних цивилизаций и образования новой на её месте. Тогда она приобретает идентичность этой новой цивилизации, возникшей на месте соседней.

Теперь попробуем рассмотреть конкретные примеры. Вот, скажем, очень релевантный вопрос из одного (не моего) поста в ЖЖ:

Почему христианство не привилось на Ближнем Востоке и Аравии?
Арабы в течение 600 лет оказывались иммунными к христианству, но уверовали в Магомета как пророка на протяжении всего лишь нескольких десятилетий. При этом Магомет не отрицал, по крайней мере, того, что Иисус был пророком, то есть евангельская литература была арабам доступна.
Почему арабы не приняли христианство?


Если мы посмотрим на нынешнее распространение христианства и ислама в Евразии, спустя много столетий после возникновения этих мировых религий, географию этого процесса можно обьяснить с точки зрения динамики цивилизационной идентичности, описанной выше.

Устойчивая христианская культура сложилась в следующих географических регионах:Read more...Collapse )
Tags: cliodynamics, цивилизации
Subscribe

  • Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 25 comments