Kirill Pankratov (neznaika_nalune) wrote,
Kirill Pankratov
neznaika_nalune

Categories:

Динамика взаимодействия цивилизаций

Из разговора с Александром Шульгиным по мотивам недавнего поста "цивилизации в 21 веке":

"3) Но наиболее существенный географический передел мира происходит в моменты гибели существующей цивилизации. Тогда вся её огромная территория становится объектом без цивилизационной идентичности. На её месте может сразу возникнуть новая, или её территория может на многие века оставаться объектом культурной экспансии и борьбы других цивилизаций."
---
Примеры?


Прежде чем разобрать конкретные примеры, я предлагаю несколько общих правил взаимодействия цивилизаций друг с другом и меж-цивилизационным пространством, которые действуют на протяжении примерно 5 тысяч лет человеческой истории:

1) Две соседних цивилизации. Пока они существуют, граница между ними остаётся практически постоянной, или меняется очень медленно. Они могут "толкаться локтями" на протяжении многих сотен лет. Более сильная (в данный момент) цивилизация может завоевать часть территории другой, и оказывать на неё политическое и культурное влияние. Но этот процесс не меняет цивилизационной идентичности. Когда первая цивилизация снова набирает силу, она прогоняет "оккупантов" из второй цивилизации, и даже может наоборот вторгаться в её пространство, когда вторая временно ослабевает.

2) Цивилизация и "варварское окружение". Под "варварским окружением" я подразумеваю территории, на которых ещё никогда не существовало культур с "высокой" религией, которые подпадали бы под определение развитой цивилизации. Цивилизационная идентичность (т.е. ареал распространения данной цивилизации) может диффундировать на эти варварские территории. Обычно это происходит не плавно, а волнами, период которых может составлять 100-200, или более, лет. Если цивилизация временно ослабевает, часть её территории может быть завоёвана "варварами". Но варвары не приносят с собой цивилизационной идентичности. Через несколько поколений они практически полностью ассимилируются, принимая религию и культуру ранее завоёванной ими цивилизации. Сама цивилизация через некоторое время набирает силу и может начать новый цикл колонизации "варварских окраин". Подобный процесс может повторяться несколько раз на протяжении жизни цивилизации, пока она не погибает окончательно (что означает упадок высокой религии, составляющей культурную основу данной цивилизации).

3) Наиболее долгосрочный передел мира происходит в момент гибели одной цивилизации и возникновения новой на её месте. Так возникают все мировые религии. Гибель цивилизации (даже если она сопровождается глубоким экономическим и культурным упадком) не означает возвращение этой территории в состояние "варварской окраины" для соседней. Территория погибшей цивилизации не импортирует цивилизационную идентичность существующей соседней цивилизации, даже если та завоёвывает и колонизирует её территорию.

В некоторых случаях новая цивилизация на месте погибшей может возникнуть почти сразу, взрывным путём. Она быстро занимает практически всю территорию бывшей цивилизации, и в первой фазе своего существования агрессивно наступает на соседние, как в военной так и в культурной области, неся соседям революционную идеологию новой мировой религии. Если такого исторического взрыва не происходит, то территория погибшей цивилизации надолго становится областью без определённой идентичности, подвергаясь завоеванию и культурному влиянию соседей. Новая устойчивая идентичность может возникнуть у неё через один или более цивилизационных циклов - процесса гибели одной из соседних цивилизаций и образования новой на её месте. Тогда она приобретает идентичность этой новой цивилизации, возникшей на месте соседней.

Теперь попробуем рассмотреть конкретные примеры. Вот, скажем, очень релевантный вопрос из одного (не моего) поста в ЖЖ:

Почему христианство не привилось на Ближнем Востоке и Аравии?
Арабы в течение 600 лет оказывались иммунными к христианству, но уверовали в Магомета как пророка на протяжении всего лишь нескольких десятилетий. При этом Магомет не отрицал, по крайней мере, того, что Иисус был пророком, то есть евангельская литература была арабам доступна.
Почему арабы не приняли христианство?


Если мы посмотрим на нынешнее распространение христианства и ислама в Евразии, спустя много столетий после возникновения этих мировых религий, географию этого процесса можно обьяснить с точки зрения динамики цивилизационной идентичности, описанной выше.

Устойчивая христианская культура сложилась в следующих географических регионах:
а) изначальное ядро погибшей античной (греко-римской) цивилизации - Греция и регион Эгейского моря, Италия и острова средиземноморья.
б) бывшая "варварская окраина" античной цивилизации, инкорпорированная в Римскую империю - западное причерноморье, Галлия, Иберия, Британия.
в) "варварская окраина" изначальных ядер двух христианских цивилизаций, западной и восточной: Германия, Скандинавия и восточная Балтика, северное и восточное причерноморье и Русь.

Устойчивая исламская культура сложилась в следующих областях:
а) вся территория бывшего персидского мира - зороастрийской цивилизации, существовавшей с конца VI века до н.э. по середину VI века н.э.
б) "варварская окраина" персидского мира: Аравийский полуостров и Средняя Азия (бывшие Бактрия, Согдиана и т.д.), много сотен лет жившие под культурным влиянием персидских и парфянских империй, но полностью не инкорпорированные в них.
в) вся территория бывшей египетской цивилизации.
г) почти вся территория бывшей ханаанской цивилизации - Финикия, сиро-палестинский регион, включая Израиль, бывшая территория Карфагена и его нумидийская "варварская окраина".
д) "варварские окраины" начального ядра исламской цивилизации: почти вся северная Африка, а так же тропические районы Юго-Восточной Азии, не инкорпорированные ранее в буддистскую, индийскую или китайскую цивилизации.

Мы знаем что прибрежная северная Африка, Египет, и восточное Средиземноморье (т.е. сиро-палестинский регион) были частью Римской империи в течении многих сотен лет, а до того долго находились под эллинским влиянием. Они были романизированы дольше и глубже чем Галлия, Британия, и тем более Германия. И христианское влияние в конце Римской империи в этих регионах было весьма велико. Почему же эти земли не стали христианскими в долгосрочной перспективе, но быстро приняли ислам?

Отличие этих территорий от трансальпийской Европы состояло в том что они не были "варварскими окраинами" античного мира. Это были территории погибших развитых цивилизаций: 1) египетской, 2) ханаанской, включавшей Финикию и её географическое продолжение - империю Карфагена, а так же древний Израиль и Иудею. Эти территории получили римский суверенитет и римское культурное влияние, но не римскую цивилизационную идентичность (см. правило 3 описанной выше цивилизационной динамики). В течении столетий эти территории оставались серой зоной без чёткой идентичности, точнее, "серым пеплом" погибших цивилизаций.

Египетская цивилизация находилась в стагнации с конца 2-го тысячелетия до н.э., а с середины 1-го тысячелетия до н.э. - под непрерывной оккупацией иностранных держав. К середине 1-го тысячелетия н.э. культура Древнего Египта исчезла практически полностью, и к моменту прихода ислама его культурный мир представлял собой эклектику из остатков античности, а так же христианство, иудаизм, а так же древние племенные культы.

Ханаанская цивилизация существовала с конца 3-го тысячелетия до н.э. и к моменту завоевания Римом была уже старой и исчерпавшей себя. Карфаген был полностью разрушен, а традиционная ханаанская и финикийская культура практически исчезла к I веку н.э. У этой цивилизации, тем не менее, существовало более молодое и жизнеспособное ответвление - иудаизм, возниший на бывшей окраине ханаанского мира. В ранней стадии, до ассирийского и затем вавилонского завоеваний, культура древнего Израиля и Иудеи не сильно отличалась от ханаанской культуры в целом. Но под влиянием могучих и развитых империй Ассирии и Вавилона, на эти территории стали проникать новые идеи. Решающее влияние на становление иудаизма оказало "вавилонское пленение" иудейской элиты в момент гибели месопотамской (ассиро-вавилонской) цивилизации и возникновения на её месте Персидской империи и новой, зороастрийской цивилизации, с принципиально новыми религизоными идеями. Это привело к процессу в ханаанской цивилизации, похожему на Реформацию в христианской цивилизации два тысячелетия спустя, и трансформации яхвистского культа (вполне традиционного для ханаанской культуры) в настоящий монотеизм. Когда, к I веку н.э., традиционная ханаанская культура почти исчезла, библейский иудаизм оставался ещё вполне жизнеспособен, и активно сопротивлялся римскому культурному вторжению.

Возникновение христианства стало само по себе проявлением смертельной агонии ханаанской цивилизации. Но новая христианская цивилизация не возникла сразу на её месте, так как вся это территория была полностью поглощена могучей и ещё долго жизнеспособной Римской империей. Но Рим, полностью проглотив территорию бывшей ханаанской культуры, впитал в себя семя будущей цивилизации, возникшей после гибели античного мира - христианства.

Но бывшие территории Египта и ханаанской цивилизации так и не приняли римской цивилизационной идентичности, и их судьбы разошлись с античным миром. Они оставались "серым пеплом" и им потребовался её один цикл для становления новой идентичности: гибель зороастрийской цивилизации и взрывное возникновение новой мировой религии и новой цивилизации на её месте - ислама. И тогда новая цивилизационная идентичность на этих территориях возникла очень быстро - в течении десятилетий.
Tags: cliodynamics, цивилизации
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 25 comments