Kirill Pankratov (neznaika_nalune) wrote,
Kirill Pankratov
neznaika_nalune

Category:

Интервью для проекта East-West

Ведущий политический блоггер из Украины shorec организовал (продолжающуюся) серию интервью с блоггерами русскоязычной блогосферы. Я тоже "попал под раздачу":

Вот мои ответы (про Америку и Россию, науку и хай-тек, клиодинамику, историю и культуру, и т.д.)
http://win.ru/ideas/5130.phtml

Обсуждение у Павла Крупкина.

Под катом - несколько вопросов/ответов которые не вошли в основной текст, но могут быть интересны некоторым читателям (Украина, динамика элит, etc.):

Украинский исследователь профессор Эдуард Афонин по его данным Мониторинга социетальных изменений утверждает, что украинское общество находится между двумя историческими эпохами – модерна и постмодерна. При этом его исследования за период 2002 – 2009 г.г. показывают положительную динамику роста социетальной идентичности населения. В то же время его сравнительный анализ психосоциальных характеристик политико-управленческой элиты и обычных граждан показывает отставание элиты в этом продвижении к новой идентичности эпохи Постмодерна. Как долго может просуществовать государство с таким отставанием сознания элиты от общественного сознания?

Мой ответ будет, наверное, довольно неожиданным. Многие социологические построения основаны на противопоставлении общества и элиты. Нередко из них следует вывод что нужно прогнать "плохую" элиту, и заменить её на "хорошую", включающую, конечно же, авторов данной модели. Такой подход присутствует как в марксизме с классовой борьбой, так и в современной выборной демократической модели. Прогоните тех, плохих, и возьмите нас, хороших.

Но мне кажется, это не главное. Интересы элиты и общества всегда отличаются. Иногда разница очень велика, и это плохо. Но это в первую очередь свидетельствует о слабости общества, которое не может структурировать свои интересы в соответствующее поведение элиты. В целом динамика элиты очень важна, но как часть динамики всего общества, а не его противоположность.

Возмём Российскую Империю XVIII века - начиная с Петра Великого и до Александра I включительно. Пожалуй, никогда в российской истории её элита ни была так далека от народа как в этот период - они даже говорили на разных языках. Но тем не менее это был в целом один из самых успешных периодов развития страны за всю тысячелетнюю историю.

Подобный взгляд довольно неполиткорректен. Популистское сознание требует обличения плохих правителей, кровососов-коррупционеров, разоблачения врагов, пятой колонны, и т.д. Но всё это, как правило, симптомы, а не фундаментальные причины. Например, показное элитное потребление может выглядеть противным, но оно само по себе вовсе не свидетельствует о фатальном кризисе системы. Очередная мега-яхта Абрамовича может вызывать оправданное чувство брезгливости (по крайней мере у меня именно так - не зависти, а брезгливости: как же мелок остался человек при свалившемся на него богатстве). Но не это является важнейшей российской проблемой.

Теперь про Украину. Может быть элита и отстаёт в формировании новой идентичности. Но государства с большим ментальным разрывом между элитой и обществом в целом, тем не менее могли существовать очень долго. Более глубокой проблемой Украины является раскол в цивилизационной идентичности самого общества (о чём писал, например, Хантингтон). Потому что цивилизационная идентичность - очень устойчива и консервативна. Характерное время её существования - тысяча лет, тогда как для государственных границ это время - от десятков до сотен лет. Государство Украина состоит по крайней мере из двух разных идентичностей: православно-христианской цивилизации (которая фактически погибла в 1917 году, и её месте возникла новая, советская цивилизация, которая существует и сегодня несмотря на распад СССР), и католической западно-христианской. Многие украинские националисты любят подчёркивать свою принадлежность к западной цивилизации, более развитой и богатой, чем православная. Но проблема в том что запад Украины - это глубокая окраина, самая захолустная и неразвитая часть Запада в целом. Украинский запад - это село. Вышиванки, мазанки - это всё мило и красиво, но это не дорога в будущее. Модерн в основном пришёл на Украину с востока. На западе существовали очаги высокоразвитой городской культуры, прежде всего во Львове. Но этот слой почти полностью погиб в катастрофах первой половины XX века.

Элементы Пост-модерна пришли на Украину как с запада так и с востока. Если бы украинские западники действительно были настоящей частью Запада, они бы в сети обсуждали те же проблемы что обсуждают в Брюсселе, Страсбурге и т.д. Но на самом деле где их можно найти чаще всего? В кириллическом секторе ЖЖ, сформировавшемся на основе русскоязычного сетевого мира. Проблемы Брюсселя им, как правило, не особенно понятны и не слишком интересны. Когда их зовут на западные тусовки, они зачастую выглядят там диковинками, не более органично чем негры в шароварах у входа ресторанов украинской кухни в Москве, что было модным несколько лет назад.

Я не могу предсказать останется ли государство Украина через 50 лет в рамках нынешних границ, на мой взгляд шансы 50/50. Но в чём я совершенно не сомневаюсь - это в том что и тогда не будет "единой украинской нации" совершенно отдельной и непохожей на Россию, в том смысле в котором, скажем, сегодняшние Франция и Германия - единые и отдельные друг от друга нации. Потому что, повторяю, цивилизационная идентичность - очень устойчивая и очень долгоживущая, и у Украины она не является единой (тогда как во Франции или Германии она была единой даже ещё до обьединения в единую нацию). Это, кстати, вовсе не обязательно должно вредить экономике. Через 50 лет Украина вполне может быть (и я надеюсь, будет) богатым и процветающим государством, по сравнению с сегодняшним днём.

Как думаете почему именно физики (Афонин, Крупкин, Панкратов, Сибиряков) обсуждают социогуманитарные проблемы? Французский философ-постмодернист Делез допускает существование автономных парциальных объектов, минимальных по размеру и похожих на «следы» элементов бессознательного, которые он наделяет корпускулярно-волновой природой; эта природа якобы и организует неравномерно пульсирующий либидозный поток, порождающий свободную игру частиц, где их множественность и фрагментарность образуют «гетерогенные конъюнкции» и «инклюзивные дизъюнкции». Так что природа корпускулярно-волнового дуализма, в силу ее универсальности, распространяется не только на "чистую" физику? И в философии посмодернизма «рулит»«Теоретическая физика», том III. Ландау, Л. Д., Лифшиц, Е. М. Квантовая механика (нерелятивистская теория)?

По первой фразе вопроса. Образование в точных науках даёт важную ментальную дисциплину, чёткую структуру мышления, которая может быть очень полезна в социологии или философии. Очень важно, например, то что я бы назвал "чувством цифры", которое приходит только с интенсивным опытом работы с численными данными. Это такая интуиция которая, например, по разнородным фактам позволяет быстро оценить - имеем ли мы дело с чётким трендом или случайным совпадением. Или быстро оценить достоверность каких-то данных по тому как они сочетаются с другими, необходимость их перепроверки. Физику, научившемуся точным наукам в молодости, потом легче освоить гуманитарные дисциплины, чем наоборот, гуманитарию впоследствии освоить точные науки. Для точных наук важна гибкость и свежесть молодого ума, а для гуманитарных - весьма полезны личный жизненный опыт и некоторая зрелость.

С другой стороны не нужно доводить это до абсурда. Нередко "физики", рассуждая о социальных процессах, представляют их в виде прямых аналогов физическим явлениям. Если ты - молоток, любая проблема выглядит гвоздём. Но эти аналогии часто хромают, здесь нужен здоровый скептицизм.

По остальной части вопроса: издеваетесь, да?

О Вашем никнейме в ЖЖ «Незнайка на Луне». О чём Вы думаете когда смотрите на Луну? А вдруг и правда она внутри имеет атмосферу и там есть жизнь?

Увы, на Луну посмотреть почти не хватает времени и сил. Можно, пожалуй, сказать и по-другому: на Земле, в общем-то, оказалось интереснее чем за её пределами. Это, правда, звучит не в духе космической романтики и классической научной фантастики, на которой выросло наше с вами поколение, и я в том числе. Некоторые воспринимают это как трагедию, некоторые - с грустью и ностальгией. Я воспринимаю это достаточно спокойно. Наверное у меня не очень романтичный характер.
Subscribe

  • Спайс

    Pablo Escobar's 'cocaine hippos' are being sterilized because the population is out of control В стране Колумбии проблема - массово расплодившиеся…

  • С ветерком в жопе по встречной

    По поводу смертельного ДТП с Мерседесом где ехала Собчак - вспоминают историю 2010 года с вице-президентом Лукойла Барковым. Мне тоже она сразу…

  • Костыли для зеленой энергетики

    Будучи в Португалии, заметил любопытную вещь. Почти всё время светило солнце, чистое небо. Во многих регионах страны больше 300 солнечных дней в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 46 comments

  • Спайс

    Pablo Escobar's 'cocaine hippos' are being sterilized because the population is out of control В стране Колумбии проблема - массово расплодившиеся…

  • С ветерком в жопе по встречной

    По поводу смертельного ДТП с Мерседесом где ехала Собчак - вспоминают историю 2010 года с вице-президентом Лукойла Барковым. Мне тоже она сразу…

  • Костыли для зеленой энергетики

    Будучи в Португалии, заметил любопытную вещь. Почти всё время светило солнце, чистое небо. Во многих регионах страны больше 300 солнечных дней в…