Но это вовсе не только российское, а фактически общемировое явление происходящее уже более 30 лет. Религиозный консерватизм, после нескольких десятилетий отступления, с 80-х годов усилил позиции в США и в некоторых других западных странах, во всём исламском мире, на территории всего бывшего СССР, до некоторой степени в Китае.
Кишкинев находит подтверждение этому в западном обществе, отражённое в некоторых социологических работах.
Но не только в России и на Западе. На меня произвела впечатление, в частности книга иракского интеллектуала Али Аллави The crisis of Islamic civilization, в которой прямо в предисловии описывается огромный контраст идеологических настроений исламского мира 50-х и 60-х с его современным состоянием, где религиозный консерватизм, и даже фанатизм, занимает доминирующее положение. В частности, только два первых абзаца:
"Ирак 1950-х, в котором я вырос, и весь арабский и исламский мир того времени, находились в той стадии когда светские элементы общества - правящий политический класс, культурная и интеллектуальная элита - отошли от идентификации с исламом. Казалось, через некоторое время ислам потеряет все остатки влияния на народы и общество мусульманского мира. Даже термин "мусульманский" редко употреблялся в то время: исламские страны идентифицировали себя в основном по национальным, этническим и идеологическим принципам.
Ислам не был заметным фактором и в обыденной жизни. Религия, правда, была обязательным курсом в школе, но жизнь вокруг нас была фактически полност;ю отделена от ислама. Никто не учил нас как нужно молиться или соблюдать пост в Рамадан. Мы разучивали короткие отрывки из Корана, но полный текст книги как правило хранился на полке, и никто его не открывал." И т.д.