Kirill Pankratov (neznaika_nalune) wrote,
Kirill Pankratov
neznaika_nalune

Categories:

Ноябрьские праздники

Олег Кашин написал хорошую статью "Фантазии депутата Исаева" про нынешнюю чехарду с праздниками, ноябрьскими и не только.

На самом деле обе даты - и четвёртое и седьмое ноября - весьма достойны и сомнительны одновременно. Сомнительны и из-за смены календаря, и потому что в обоих случаях основные события были растянуты несколько дней, и выбрать точную дату довольно затруднительно.

Если искать более значительную дату для становления сегодняшнего государства, то Октябрьская революция и 7-е ноября - всё-таки более значительна. Самый большой разрыв с прошлым, самый значительный импульс в российской истории случился всё-таки в октябре (или ноябре) 1917 года. Тогда рухнуло не просто правительство, и даже не просто 300-летняя династия, но целая цивилизация. На её месте возникла новая, радикально отличающаяся от прежней по основополагающей религии (ей стал атеизм), по составу правящей элиты, по методам управления и социально-экономической организации. Несмотря на то что коммунистический режим тоже пал, эта новая цивилизация не погибла, и мы продолжяем эволюционировать в её рамках. Скачок, разрыв с прошлым, был значительно менее радикален (и кровав) и в 1991-м и в 1612-м году, по сравнению с 1917-м.

Но 7-е ноября с большим трудом представим как "день национального примирения и согласия", поскольку нет никакого согласия в оценке самой Октябрьской революции. В этом смысле у 4-го ноября 1612-го года есть весьма здравая логика. Это стало действительно окончаниeм жесточайшего многолетнего кризиса "Смутного веремени" и становлением династии, привёдшей царскую Россию и всю православную цивилизацию к наибольшему расцвету и успеху в её истории.

Вроде бы разделения на "белых" и на "красных" в оценке 1612-го года быть не должно, в отличии от 1917-го. Но и тут появились острые разногласия, и большое количество демагогии и дури. Упёртые националисты из ДПНИ уже утащили эту дату в свой уголок под лозуги борьбы с некими "оккупантами". На либеральном же фронте раздаются визги о том что этой датой никак нельзя обижать Польшу (прямо нету у нашей страны большей заботы) и даже о том какая эта дата нехорошая-неполиткорректная потому что вместе с поляками заодно побили каких-то "жидов"-маркитантов, находящихся у них в обозе (да уж!).

На самом деле история с Мининым и Пожарским - весьма замечательная и достойна быть отмеченной в истории на самом высоком уровне. Это был настоящий подвиг демократической самоорганизации снизу, народного волеизьявления, которое не полагалось на царя и на прочую "власть". Можно, конечно, найти много поводов хихикать и выискивать разные глупости, случайности и нелепости в истории с изгнанием поляков и их союзников народным ополчением. Но занятие это, всё-таки весьма пустое.

История вообще делается обычно из придорожной грязи и другого подручного материала, а не из мрамора и благородных металлов. Например, у истории с Мининым и Пожарским есть определённый аналог в американской революции. Я живу в паре километром от "Северного моста" в Конкорде - дальнем пригороде Бостона, где 19 апреля 1775-го года призошла широко отмечающаяся каждый год первая "битва" американской революции" - "выстрелы которые услышал весь мир". Битва не выглядела особенно презентабельно. Несколько сот английских "красных камзолов" отправились из Бостона в специальнуй "зачистку" по местным фермам, где по их разведданным кто-то прятал одну(!) нелегальную пушку - ну а заодно просто пошерстить недовольно зудящую провинцию. Но у моста (через болотистый ручей, не превышающий десять метров шириной) на ночь глядя их неожиданно встретила довольно большая толпа подвыпивших мужичков с ружьями. Состоялся обмен любезностями в стиле "разойдись нах!", "сами козлы!", послышались несколько выстрелов, и пара феремров и пара англичан упали мёртвыми, ещё с десяток были ранены. Англичане, несмотря на военное превосходство, решили не обострять ситуацию и отойти в другое место. В конце концов, на обратной дороге в Бостон в них стреляли чуть ли не из каждого куста, кидались камнями, и за день остступления они потеряли почти двести человек.

Решающую роль в этом сыграл некто Пол Ревир, который, когда смутьяны-революционеры узнали об английской "зачистке", поскакал по окрестностям рассказывая фермерам что "Красные камзолы идут!", что и позволило им приготовиться и встретить их внушительным представительством. В американской исторической мифологии этот случай раздут до масштабов легендарного посланца в древние Афины после Марафонской битвы с персами. Эта история ("Paul Revere's ride") известна каждому американскому школьнику (последнее, правда, преувеличение, учитывая какое количество полных оболтусов имеется среди них).

Случай, впрочем, вполне достойный, именно из-за такой вот успешной народной самоорганизации для сопротивления "проклятым угнетателям" - такой же как была продемонстрирована нижегородским ополчением и его заводилами Мининым и Пожарским за полтора века до Пола Ревира. Так что 1612 год весьма достоин для отмечания в контексте всей мировой истории, ни чем не хуже чем начало американской революции (и множество других значительных событий).

Я не знаю как сложится в конце концов расклад ноябрских прасдников. Кто-то будет отмечать 1917 год, кто-то 1612, кто-то оба, может быть через какое-то время многие забудут даже в чём различие. И это, пожалуй и станет "днём национального примирения", пусть даже вызывающий долгие разговорчики и дебаты за праздничным столом под водочку из закуску.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments