Kirill Pankratov (neznaika_nalune) wrote,
Kirill Pankratov
neznaika_nalune

Categories:

Литература и История

Из книги "Italy: a short history" by Harry Hearder:

...Dante Alighieri (1265-1321) towers over Italian literature as Shakespearе does over English literature, and as no single figure does over French, German or Russian literature (p. 92).

Интересно что автор не указывает Пушкина как "основоположника" русской национальной литературы, роль которого сравнима с Данте для итальянской и Шекспира для английской. А это действительно сравнимые фигуры. У них немало общего: они стали символами литературной традиции на многие века, все они - прежде всего поэты, хотя их творчество включало много жанров, и с них начнается "современный" литературный язык - тот который далёкие потомки могут читать без перевода, с относительно небольшим списком архаизмов. Подобную роль для испанского языка сыграл Сервантес - прозаик, в отличии от вышеперечисленных примеров. Для других стран - Франции, Германии - действительно трудно выделить подобные фигуры.

Эти великие поэты и писатели, основоположники литературы, имеют ещё очень важное сходство - их деятельность приходилась на похожие фазы социально-экономического развития соответствующих государств. Данте писал в конце 13-го, начале 14-го века. Это был зенит европейской средневековой цивилизации, после чего она погрузилась в "катастрофу 14-го века": чудовищный неурожай и голод 1315-17 годов, непрерывные войны и разорения, самой известной из которых стала "Столетняя война" между Францией и Англией, коллапс банковской системы в Италии (а значит и во всей Европе) в 1340-х годах, и, наконец, "Черная смерть" в 1346-49, уменьшившая населенияев Европе на 30%. К 1400-му году Европа была в гораздо более жалком состоянии чем в 1300-м. И только к 1420-30-м годам начался новый этап бурного развития цивилизации - Эпоха Возрождения.

Шекспир и Сервантес писали в конце 16-го, начале 17-го века - когда Эпоха Возрождения подошла к концу. В Англии это были благодатные Елизаветинские времена, после которых началась череда жестоких кризисов и революций. Для Испанской империи это был зенит и начало безвозвратного заката. Первая половина 17-го века была очень жестоким системным кризисом всей европейской цивилизации, сравнимым с 14-м веком, но всё же не достигшим его по глубине. Это была непрерывная череда междоусобных войн, самая известная из которых - "Тридцатилетняя война", ополовинившая население в некоторых районах Центральной Европы. Вернулись эпидемии, (самая знаменитая из них - Лондонская чума 1666-го года - "Пир во время чумы" написан про неё), но было много и других. Для Англии и Франции - череда революций и смут (казнь Карла 1-го, "фронда" и другие). Население в Европе в 1670 было значительно - на 20 или 30% меньше чем в 1600-м. Но этот период экономического кризиса был одновременно очень плодотворным для искусства и науки.

Пушкин писал в зените славы российской цивилизации. Период более 100 лет, 1690-1825, начная с Петра 1-го и кончая Александром 1-м был эпохой бурного роста, когда Россия превратилась из полуазиатского захолустья в европейскую сверхдержаву, победившую Наполеона и конкурирующую с тогдашним гегемоном - Англией в "Большой Игре" (тогдашнем аналоге "Холодной войны") почти по всей Евразии. С 1825-го или 30-го начался затяжной системный кризис - стало увеличиваться отставание от быстро индустриализующейся Европы. Индустриализация шла и в России, но темпы роста в Англии и Франции (а затем в США и Германии) были гораздо выше. Но именно этот период дал "золотой век" русской культуры. Подобная динамика - расцвет культуры и искусства в конце долгого периода экономического роста и перехода к затяжному системному кризису - характерен и для многих других стран и цивилизаций, и по-моему, недостаточно рассмотрен в историографии.

Этому есть довольно интуитивное обьяснение. В конце долгого периода общественного и экономического роста накапливается богатство, нарастают культурные слои, развиваются "праздные сословия" являющиеся хорошей почвой для литературы и искусств. Но для для настоящего расцвета искуства необходимо начало процесса "гниения", декаденса, сомнений и метаний в умах "интеллигенции" - ощущение приближающегося кризиса, "the time is out of joint", что, как правило и порождает действительно великую литературу, остающуюся потомкам на многие века.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments