Свою теорию гибели великой империи я озвучивал неоднократно и с тех пор не поступился в ней ни капелькой. СССР убило не отсутствие колбасы и снижение цен на нефть, а стилистическая скудность. В условиях не до конца закрытого общества (а "недозакрытость" СССР и есть главная загадка СССР как "закрытого общества") сей фактор должен был рано или поздно рвануть и он рванул.
Освежу теорию вот какой добавкой. Советский мир более или менее справлялся с этой проблемой стилистической скудности в 1960-е и 1970-е, когда мода была красивой, можно сказать, роскошной и утонченной одновременной. И это прикрывало прорехи.
Но 1980-е СССР пережить не мог по определению, ибо тогда пришла самая ужасная, самая некрасивая мода в истории человечества: всяческие "дутыши", широкие плечи и начесы химических волос на лоб. В таких изменившихся условиях скрывать стилистическую скудность было невозможно, она вылезла наружу - ибо одна некрасивость умножила другую. И от этого синергетического эффекта СССР скончался. Ибо и так все было сумрачно и немногообразно, а тут еще и моды на дворе такие. Доверие к советскому миру было окончательно подорвано у его обитателей.
Великую империю убили "дутыши" и прически под Дитера Болана
С этим тезисом я в целом не согласен; во-первых, "дутыши" и прочее - это во всемирном масштабе, но другие империи не погибли. Но кое-что подмечено верно.
Я в целом не поклонник ретро, и считаю что нынешняя эпоха лучше предыдущих по совокупности показателей. И всё-таки есть много нюансов. Например, одежда и причёски 60-х не производят впечатление уродливых или неестественных. Особенно женщины из той эпохи выглядят прекрасно. А вот 70-е и 80-е мне не нравятся (причёски и одежда), хоть я как раз и рос в это время. Особенной ностальгии не испытываю. С другой стороны, "комсомольские" 50-е (во всемирном масштабе, не только в СССР) - тоже очень старомодно и убого в стилистическом смысле.
Автомобили - несколько похоже. Машины 50-х и 60-х, до нефтяного кризиса, очень старомодны, но им нельзя отказать в стиле, от огромных кадиллаков до маленьких "жуков". И даже в СССР - "Победы" и первые "Волги" - намного интереснее последующих жестянок "жигулёнков". Следующие два десятилетия - чудовищное уродство дешёвых угловатых поверхностей. Трудно придумать что-то более тоскливое чем популярные тогда в США station-wagon, да и всякие Тойоты-короллы той декады. А вот уже автомобили начала 90-х выглядят вполне современными, круглые мягкие формы, прилизанные стильные фары и т.д.
Но если взять другой аспект - архитектуру - ситуация почти противоположная. Едва ли какая-то эпоха в истории произвела более уродливую архитектуру во всемирном масштабе чем послевоенные бетонно-стеклянные кубы, хрущёвки и их аналоги в дргих странах, примерно в 1955-75 - эпоху в целом характеризующуюся невероятным драйвом. Тяжёлые, серые, квадратные брутальные конструкции... На Западе где-то в конце 70-х начался отход от этого "кубизма" в сторону более органичного сочетания стекла, металла и бетона, асимметричных форм, непрямых углов и т.д. В СССР дома построенные с 1955 по 1980 составляют основу существующиего жилого фонда и выглядят уродливее всех других. В конце 80-х начали строить более элегантные многоэтажки. В 90-е, при том что обьём жилищного строительства упал, дома всё-таки выглядят интереснее, а в последние годы - тем более.
Вот такие фазовые сдвиги, можно ли это уложить в стройную систему - пока не знаю.