Kirill Pankratov (neznaika_nalune) wrote,
Kirill Pankratov
neznaika_nalune

Category:

Не стучите колёсами

В ленте было несколько ссылок на статью Орешкина "Почему в нынешней России невозможна модернизация" в "Новой Газете".

Надо сказать, глупость на глупости. Вот, например, он "опровергает" советскую индустриализацию:

"Если бы коммунисты читали своих классиков, они бы знали, что Ленин в своем толковом труде «Развитие капитализма в России» писал о том, что пореформенная Россия по темпам инфраструктурной модернизации обгоняла Британию. В частности, Россия после 1865 года за 25 лет увеличила протяженность железнодорожной сети в семь раз. Англия на аналогичный модернизационный рывок затратила 30 лет, но протяженность сети нарастила лишь в шесть раз. Германия, правда, опережала по темпам и Россию, и Англию. Но самое интересное начинается дальше. К последнему десятилетию позапрошлого века средний темп прироста железнодорожной сети в России превысил 2,5 тыс км в год; на рубеже веков прирост превышал 3 тыс в год и даже более. Потом естественный провал в годы революции, а затем к власти приходит «эффективный менеджер» с его политикой индустриализации.
...
Среднегодовой прирост сети, исходя из официальной советской статистики, с 1913 по 1956 год — 1,4 тыс км. То есть благодаря революции, коллективизации, индустриализации, мобилизации и централизации железнодорожный транспорт под личным контролем т. Сталина в XX веке съехал на темпы времен отмены крепостного права (1865—1875). Естественно, за эти годы мы необратимо отстали как от европейских, так и от американских конкурентов.

Для объективности возьмем отдельно лучшие годы сталинской индустриализации — дабы элиминировать тяжкое время Великой Отечественной войны. С 1928 (76,9 тыс км) по 1940 год (106,1 тыс км) средний темп ж/д строительства составляет 2,4 тыс км в год. То есть хуже, чем 40 лет назад, в конце XIX века.

Может, вас интересуют цифры периода «быстрого послевоенного восстановления народного хозяйства»? Пожалуйста: с 1945 (112,9 тыс км) по 1956 год (120,7 тыс км) сеть прирастала со средней скоростью 0,7 тыс км в год. Примерно вдвое хуже, чем во времена Александра Второго и освобождения крестьян."


Это нелепо. Просто Орешкин выдирает из всей экономической статистики одну отрасль которая в основном достигла насыщения к середине XX века, и экстраполирует её на всё экономику. Получается чушь. В 2000 году производство, скажем, лошадиных подков было мизерно по сравнению с 1900 годом, но это вовсе не говорит о полной деградации экономики за XX век. Аналогично и с железными дорогами. Пик их стоительства приходился на вторую половину XIX века в Европе и Америке, и конец XIX века - первую половину XX века - в России. Если рассуждать по логике Орешкина, в Америке во второй половине XX века - ужасная экономическая катастрофа, ведь железные дороги в это время только деградировали, а не строились.

Суть состоит в том что железные дороги перестали быть "на гребне волны". Если даже брать только развитие транспортной инфраструктуры (а это, конечно, далеко не вся экономика), то более актуальным постепенно становились асфальтовые автомобильные магистрали, которых в царской России практически не было. Причём не только загородные шоссе, но и обычные городские улицы (куда асфальта идёт в целом намного больше чем в межгородские трассы). Ну и, например, метро, где каждый километр пути стоит в десятки раз больше чем километр железной дороги.

Так что один из центральных аргументов статьи Орешкина - в чистом виде пук на ветер. Ну и всё остальное примерно в том же духе.
Subscribe

  • Пятнадцать голых баб / резвятся у пруда

    К происшествию в Дубае. Ну как не вспомнить БГ

  • Африканские сказки - 1

    В комментариях к недавнему популярному посту Мы не скачем многие читатели придрались или попросили прокомметировать один абзац, который не был очень…

  • Аптека, улица, фонарь

    Главные новости 1 апреля 2025 года: Аптека: Французское правительство заявило о "крайней обеспокоенности" растущим числом положительных тестов на…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 46 comments

  • Пятнадцать голых баб / резвятся у пруда

    К происшествию в Дубае. Ну как не вспомнить БГ

  • Африканские сказки - 1

    В комментариях к недавнему популярному посту Мы не скачем многие читатели придрались или попросили прокомметировать один абзац, который не был очень…

  • Аптека, улица, фонарь

    Главные новости 1 апреля 2025 года: Аптека: Французское правительство заявило о "крайней обеспокоенности" растущим числом положительных тестов на…