Kirill Pankratov (neznaika_nalune) wrote,
Kirill Pankratov
neznaika_nalune

Category:

Холуинское

Октябрь - помимо традиционных ужасов на фондовом рынке, ещё и месяц просто ужасов, точнее "ужастиков" - фильмов жанра "horror" которыми потчуют публику по телевизору и в кинотеатрах в предверии Хэллоуина. "Хоррор" давно уже стал вполне устоявшимся жанром мирового кинематографа, по крайней мере десятки фильмов снимаются каждый год.

Но стиль "ужастиков" весьма значительно менялся на протяжении десятилетий, и, как мне кажется, это весьма интересным образом коррелировалось с другими культурными веяниями, социально-психологическим состоянием общества. Я буду писать ниже в основном об американских фильмах послевоенной эпохи - по крайней мере в этой категории можно говорить о статистической значимости.

В первое послевоенное десятилетие, точнее в эпоху бэби-бума, примерно до 1965, обычная жизнь, расплодившаяся suburbia, представлялась оплотом благополучия и стабильности. Страхи готовы были прийти извне, а не изнутри этой жизни. Ужастики были сконцентрированы на атомной войне, на сопутствующих ядерным испытаниям генетических мутациях, на космических пришельцах ("Killers From Space" и тому подобное) и НЛО. Человек грубо вторгался в природу прокладывая дороги и строя пригородные жилые посёлки, применяя радиоактивность и ужасную химию. И природа должна была отвечать появлением кошмарных мутаций - гигантских пауков, муравьёв, пиявок ("Attack of The Giant Leeches"), ящериц, комаров, пчёл-убийц и т.д. Это было время расцвета жанра "Годзиллы" и многочисленных имитаций, а так же пришельцев с тарелочек, облачённых в скафандры марсиан и вышедших из под контроля роботов. В окружающих лесах и болотах могли скрываться неведомые науке чудовища ("Creature From the Black Lagoon"). Психи-убийцы могли скрываться в дальних придорожных мотелях ("Psycho").

Примерно с середины 60-х и по середину 80-х Америка пережила эпоху социально-экономической нестабильности, которую Фукуяма назвал "Великим потрясением" (The Great Disruption). И ей отвечал стиль "хоррора" сильно отличающийся от предыдущей эпохи. Космические ужастики в основном вышли из моды. Казалось что жизнь сама вывернута наизнанку и ужас приходит изнутри, содержится в самых обыденных, слащавых, невинных предметах и символах. В "Rosemary Baby" дьявол вселяется в ещё не родившегося ребёнка в благополучной, состоятельной нью-йоркской семье. Похожая тема продолжена в "Exorcist" (который многие считают лучшим фильмом ужасов всех времён) - вполне нормальная девочка из благополучной семьи превращается в монстра, не выходя из собственной спальни. В знаменитой серии "Omen" ужас проникает в самую благополучную, гламурную семью, в которой единственный ребёнок рождается Антихристом. Непонятные, кажующиеся нелепыми страхи приходят в обычный, уютный дом в The Amityville Horror и в Poltergeist. Обычные мертвецы встают из обычных городских кладбищ в бесчисленных варациях на тему зомби.

Психопаты и серийные убийцы тихо и незаметно проникают в благополучные пригородные дома во времена праздников и семейных сборов в "Black Christmas", в сериале Halloween, от них нет спасения в "Friday the 13th" и многочисленных подобных "slasher movies" этой эпохи. В "Кошмаре на улице вязов" подобная тема достигает апогея - убийца проникает в мозг, в сон своих жертв, от него нет никакого спасения.

В 80-е постепенно происходит обратный переход - в сторону опасности исходящей извне, издалека. Возрождается жанр космических ужастиков (классический "Alien"), а так же жанр биологических экспериментов и генетических мутаций (Reanimator, The Fly в 90-е - "Mimic" и т.д.), чудовищ завезённых из дальних стран ("Arachnophobia", "Relic"). В 80-е ощущается смешение обоих стилей ("внешней" и "внутренней" опасности). В последние 10-15 лет доминирует скорее "внешний" стиль, подобно 20-летней послевоенной эпохе до "Великого потрясения").

Опасность нужно накликать, если специально искать приключений на свою жопу. Она подстерегает в густом холодном лесу
("Blair Witch Project"), на пустынных безлюдных дорогах ("Wrong turn", "Jeepers Creepers", "Jeepers Creepers-2"), в заброшенных городах-призраках (Silent Hill), в далёких от цивилизации туристских домиках и трейлерах ("Cabin Fever", "The Hills Have Eyes", "The Strangers"), в тёмных ночных госпиталях и психушках ("Darkness Falls", "Boogieman"), в глубоких пещерах ("Descent ", "The Ruins), в загадочных старых особняках ("House on a Haunted Hill"). Не ходите, дети, в "Африку гулять" - в развивающихся странах вас поджидают психи-убийцы - неонаци, "русская мафия" и прочие (разнообразная мерзость типа Hostel, Hostel-2, Turista). Землю могут атаковать пришельцы ("Independence Day", "War of the Worlds", "Cloverfield").

Интересно что тема "внутреннего ужаса", пронзительно вторгающегося в обычную благополучную жизнь, в последнее время приходит из Японии ("The Ring", "The Grudge" и их многочисленные ремейки и имитации). Другой жанр - антиутопий - возродился в последнее время в Англии ("28 Days Later", "Children of Men", "V for Vendetta"), некоторые из этих фильмов близки к классическим ужастикам и появляются их американские имитации (например, I Am Legend). Но в целом пока "внешний" фактор доминирует, угрожая привышному внутреннему благополучию издалека, не выворачивая его изнутри. Наверное когда-то в недалёком будущем можно ожидать новую смену тенденции в этом жанре.
Subscribe

  • Мокрый сезон

    Масс-медиа визжит, что это лето было, якобы, "самым жарким в истории" (караул, глобальное потепление). Между тем в наших краях такого холодного и…

  • 300 тыс. лет не в Африке

    Очередная новость палеоантропологии - датировка и анализ черепа из пещеры Хуалон в Китае.…

  • В "бутылочном горлышке"

    ещё к теме "Африканских сказок". Недавно в научных новостях прошла статья о почти полном исчезновении человечества в интервале 900-800 тысяч лет…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments