Kirill Pankratov (neznaika_nalune) wrote,
Kirill Pankratov
neznaika_nalune

Category:

"Russia!" в Гугенхайме: дилетантские заметки

Это - в дополнение к рассказу о поездке в Нью-Йорк в прошлые выходные. Теперь - главная цель мероприятия: ретроспективная выставка русского и советского искуства - от старых икон до пост-советских инсталяций в музее Гугенхайма, едва ли не самая большая за всю историю.

Выставку открывал Путин 16 сентября, во время визита на генассамблею ООН. В спонсорах числятся лояльные олигархи - "Благотворительный фонд Владимира Потанина" и алюминиевые бароны - американская компания АЛКОА. Выставка весьма широко разрекламирована - естественно, статьи и ревью во всех окрестных (и не только) газетах-журналах. Заодно приурочено немало гламурных мероприятий - приёмов, балов, показов мод. New York Times в большой статье "New Slavs: all Bling and no Borscht" открывающей отдел Arts & Styles в воскресном номере 2 октября, писала:
"Славянский сезон" наступил в начале сентября, когда болельщиков на турнире 'US Open' привела в восхищение, казалось, нескончаемая череда молодых российских теннисисток: им дали одну на всех кличку 'ова', поскольку фамилии у них оканчиваются одинаково. Затем настала очередь нью-йоркской Недели высокой моды: среди моделей на подиуме подавляющее большинство составляли россиянки и украинки. После этого в Музее Гугенхайма открылась выставка под названием 'Россия!': организаторы рекламировали ее как крупнейшую экспозицию славянского искусства, показанную за рубежом после окончания Холодной войны.

На выставку мы попали в воскресенье утром - ну, такое пасмурное ленивое утро которое длится до часу дня. Очередь заходила за угол, но двигалась довольно резво, стоять пришлось минут сорок. Повезло с ценой - можно было взять "Sunday family special" на всех троих по цене одного билета - $18. Хоть на чём-то в Нью-Йорке можно сэкономить.

Гугенхайм распланирован по спирали в пять или шесть этажей (с ответвлениями в боковые закутки на каждом), вдоль которой по восходящей в хронологическом порядке и располагается экспозиция.

Выставка была хороша. Но всё-же ожидалось лучше. Представлены действительно почти все периоды и стили, и большинство значимых художников, но зачастую не самыми лучшими картинами (это уже отмечала отметила me_precious).

Снизу расположены иконы, в основном Владимиро-Суздальские и, более позднего периода (и самые интересные), Кирилло-Белозёрского монастыря. Чувствуется что к первой трети 13-го века, перед нашествием Батыя, иконопись достигла вполне приличного уровня, немногим уступая Византийской. Впрочем, и западно-европейская живопись только в 13-м веке едва начала выходить за Византийские образцы. Потом - регресс более чем на 200 лет, до середины 15-го века - каменные лица, неестественные пропорции, блёклые краски - до Рублёва и Дионисия (впрочем, самого Рублёва, кажется, на выставке так и не было). Прогресс в русской традиции в этот период приходил с северо-востока (а северо-западе влияние шло от Польши и Литвы). Весьма интересными показались иконы из парчовых лоскутов, расшитые серебром. Чем-то напоминает средневековые западноевропейские гобелены, хотя, конечно, не те масштабы и другая техника.

Но отставание от Западной Европы в это время всё нарастало. К середине 16-го века в Московии рисовали весьма хорошие иконы, но на Западе - уже поздний Ренессанс, давно пройдены Рафаель, Ботичелли, Микеланджело, Леонардо. 17-й век ничем особенно не выделяется - разве что помимо икон появляются боярские портреты. Потом чувствуется резкий перелом в петровскую эпоху. Россия начинает стремительно навёрстывать западно-европейские традиции. Весь 18-й век - ещё ученичество, то что было пройдено на Западе за 50-100 лет до этого. Но разрыв сокращается. Скажем, некоторые портреты Боровиковского даже более выразительны чем на современных ему французских и итальянских картинах (хотя там подобные портреты были уже пройденным этапом).

К первой трети 19-го века разрыва между Россией и Западом практически нет. Российское искусство ещё во многом вторично, но нередко достигает большего технического мастерства по сравненнию с европейскими художниками, которые остановились раньше и перешли к другим темам и стилям. Это чувствуется на "простонародных" портретах Тропинина (были "Портрет сына художника" - слева, и "Кружевница").
От Брюллова было несколько эскизов, но не "Всадница" и не "Последний день Помпеи".

Айвазовский представлен одним "Девятым валом". Он великолепен. В нём чувствуется сильное влияние Тёрнера
с его потрясающей, новаторской игрой красок (и сам Тёрнер знал и очень уважал Айвазовского), но в написании морских волн он не был превзойдён никем из европейских художников (к примеру здесь типичные образцы: Джозеф Хёрд и "Шторм и кораблекрушение" Клода Верне).

Знаменитую "Явление Христа народу" Иванова в Гугенхайм не привезли, но было несколько эскизов к ней. Картина 1850-го года в целом в стиле более ранних романтических и библейских традиций в Европе, но так хорошо написанных лиц не увидишь почти нигде. В эскизах особенно чувствуются краски и стиль изображения пейзажа который даже предвосхищал импрессионистов и выходил за пределы французкой "реалистической" школы того времени (Корбе, Коро, Милле).

Представлена развивающаяся в середине 19-го века социальная сатира - в частности картины Федотова "Сватовство майора" и "Свежий кавалер". Подобные мотивы существовали в европейском искусстве, особенно в Англии, например, "Рутина семейной жизни" Уильяма Хогарта, что в свою очередь восходило к более ранним фламандским и немецким образцам. Но и на фоне этого картины Федотова очень даже хороши.

Ну и, конечно, передвижники. Этого в Западной Европе не было вообще. Если в середине 19-го века там ещё баловались "социальной" тематикой, в последней трети столетия, особенно после Фрамко-Германской войны и поражения Парижской Коммуны, наступила очередная волна эскапизма в "чистое искусство" - в результате которой родился великолепный импрессионизм. В России наоборот "социальная тематика" достигла глубины, в которой западная живопись не замачивала ног.

Помимо Репина "Бурлаков на Волге" и нескольких его портретов, представлены Перов "Проводы покойника" но не более впечатляющая "Тройка"

Порадовал Верещагин. Подобных ему батальных и пост-батальных сцен в Европе не существовало. Были апокалиптические гравюры 16-ги и 17-го веков, кроваво-романтические сцены, был Гойя с его "расстрелами", но Верещагин - уникален. "Апофеоз войны" не привезли, но была выставлена "Смертельно раненый" и менее известная, но по-моему даже более сильная чем "Апофеоз" как по сюжету так и по стилистике картина "Побеждённые. Панихида", а так же ещё несколько работ средне-азиатской тематики.
Интересно что по стилю что-то напоминающее Верещагина проглядывалось некоторых европейских работах, например, у Джиованни Фаттори, но это выглядит вторичным и менее запоминающимся.

Российские пейзажисты в это время в основном следовали за импрессионисткой революцией во Франции, но с большей традиционностью. Картины Левитана, например, очень приятны, но чувствуется вторичность по отношению к Моне. Было ещё что-то (не помню имя) - явное подражание Гогену. Присутствовали так же несколько картин Шишкина (но не "Мишки") и Поленова. Но даже если наши пейзажисты и отставали в технических новациях от французов, всё же выглядели гораздо свежее и интереснее чем современные им американские художники - Уистлер, Саржент, и многие из других европейских стран - которые, тем не менее, чаще входят в разные каталоги по "истории искусства".

Впрочем, Врубель, по-моему, ничем не уступал самым великим импрессионистам. Он был представлен "Сиренью" и "Странником", но, к сожалению, не "Демоном".

Другим направлением конца 19-го века был новый всплеск исторического романтизма, в частности, Васнецова: был "Витязь на распутье" и "Алёнушка", но не
"Три богатыря" и не "Иван Грозный".

Кстати, подобное романтическое направление имело и западноевропейский аналог, в частности весьма популярное художественное общество "пре-Рафаэлитов" в Англии в конце 19-го века. Некоторые художественные элементы были весьма похожи: сравните, например, The Lady of Shalott с васнецовской "Алёнушкой". Впрочем с поздне-викторианскими "пре-Рафаэлитами" довольно трудно было сравниться по количеству сисек обнажённой натуры в мифологическом исполнении.

Был представлен на выставке и "новый реализм", такой как легко узнаваемый "Портрет неизвестной" и его же "Портрет лесника". Не было "Девочки с персиками" Серова, но привезена его "Похищение Европы"

К началу 20-го века российская авангардная живопись опять вышла на уровень самых знаменитых европейских образцов. На выставку привезён "Чёрный квадрат" Малевича. По-моему Малевич - полное говно. Его "супрематизм" заключается в нагромождении квази-геометрических фигур, в котором нет ни смысла ни гармонии. Для человека математического склада ума в геометрии заложена великая красота и попытки извлечь её могут быть весьма достойным занятием. Но картины Малевича в этом смысле - первоклашкины каракули. Это как если бы человек совершенно не знающий музыки вдруг, открыл бы для себя ноты и то что они, оказываются, могут складываться в "аккорды". При этом он бы так перевозбудился что стал, в восторге от себя самого, "складывать" их в произвольные, и на первый взгляд очень интригующие комбинации - получился бы зрительный аналог картин Малевича. Я бы ещё мог понять если бы чувствовалось особое изящество цвета - скажем, какая-то необыкновенная, абсолютная чернота, на ослепительно отделяющем её фоне. Так нет же - невзрачная чёрная краска на фоне грязновато-серых, как будто засиженных мухами полей.

Проиведения подобные "Квадрату" и другому авангарду подтверждают что рынок (да и вся история) искусства - гигантский лохотрон в котором славу художника определяют зачастую весьма сомнительные обстоятельства.

Шагал - хорош, его несколько картин присутствует в постоянной экспозиции Гугенхайма. Впрочем, очень похожие эксперименты с цветом и формами (и ничем не хуже) были характерны и для других,менее известных, европейских художников того времени, например, итальянца Умберто Боччиони да и Пикассо самого начала 20-го века.

Ранний кубизм Пикассо напомнил другой предреволюционный русский художник - Филонов, представленный несколькими картинами. Его "Германская война" (слева) написана за 20 лет до "Герники", и "Герника" по-моему, по сравнению с ней мапоминает детскую мазню - правда, гораздо больших размеров и с очень разлапистыми фигурами.

Вообще, этот период представлен довольно хорошо. Есть "Утро" Петрова-Водкина, но нет его "Купания красного коня", есть много других интересных картин.

Отлично выглядит довоенный соцреализм - от него веет такой свежестью и строгостью, ещё не зацикленной на пропагандистских штампах. Это был по-настоящему новое, революционное направление в искусстве. Оно оказало весьма значительное влияние и на Запад. То что рисовал один из самых знаменитых американских художников середины века - Норман Рокуэлл - было в чистом виде "капиталистическим ответом" на него. Да и послевоенный поп-арт немало обязан истоками "соцреализму".

После 70-х впечатление полностью теряется. Есть несколько малоинтересных картин позднего соцреализма, а остальное - диссидентствущая сатира. Кое-что довольно интересно, но посмотрев на неё понимаешь что если бы не было запретов и "самиздата" - давно бы просто кануло в лету, никакой самостоятельной ценности это всё не имело. Запомнились лишь, пожалуй, иронически-карикатурный "Распорядок дня одинокого человека", ну и, конечно, "Человек улетевший в космос" Ильи Кабакова.

Все 80-90-е представлены какими-то дурацкими инсталяциями, в основном наводящими зевоту. Я помню ещё студентом, в середине и конце 80-х, ходил пару раз на знаменитые, полу-диссидентские "выставки 20" на Малой Грузинской - и там было немало того что нравилось, привлекало взгляд. Куда это всё делось? Кто отбирал всё это на выставку? Впрочем, такую же скуку наводят и большинство "музеев современного искусства" по всему миру, куда бы ни доводилось заходить.

Может быть изобразительное искусство традиционный формах вообще умерло? Ну ладно, фиг с ним, посмотрим. С большим удовольствием мы вернулись бросить последний взгляд на понравившиеся работы в предыдущих залах. И, насытившись впечатлениями, поехали домой.
Subscribe

  • "Going postal" - Кучно пошло

    Очередные пострелушки - теперь в Индианаполисе, в офисе Fedex, 8 убитых.…

  • Апрельская зима по расписанию

    16 апреля 2021 - более 10 см снега. Повторяется прошлогодняя история почти день в день, тогда было 18 апреля. И примерно так почти каждый год в…

  • Байденские - 2

    Политика США зарабатывает на дозу сыну президента Байдена - вполне подходящий заголовок, по мотивам по мотивам публикации в британской Daily Mail.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments

  • "Going postal" - Кучно пошло

    Очередные пострелушки - теперь в Индианаполисе, в офисе Fedex, 8 убитых.…

  • Апрельская зима по расписанию

    16 апреля 2021 - более 10 см снега. Повторяется прошлогодняя история почти день в день, тогда было 18 апреля. И примерно так почти каждый год в…

  • Байденские - 2

    Политика США зарабатывает на дозу сыну президента Байдена - вполне подходящий заголовок, по мотивам по мотивам публикации в британской Daily Mail.…