
Как и многие юзеры, я тоже люблю разглядывать всякие экзотические фантастические самолётики и кораблики. Это всё выглядит красиво, но, честно, говоря, я не вижу за этим экономической перспективы (помимо так же некоторых аэродинамических странностей). Опыт "Конкорда" уже показал что рынок сверхбыстрых и сверхдорогих пассажирских авиаперевозок достаточно ограничен, и потенциал его сомнителен из-за очень высокой стоимости разработки и самих полётов.
Основная проблема современных авиаперевозок вовсе не в том что скорость самолёта недостаточна. Конечно, было бы теоретически хорошо если бы самолёты летали в 2-3 раа быстрее звука. Но в реальности это приводит к резкому усложнению по всем параметрам: аэродинамика и двигатели, расход топлива, длинный взлёт и посадка, звуковой барьер и шум, и т.д. Это делает полёт намного более дорогим чем в обычных современных самолётах.
В большинстве рейсов, кроме межконтинентальных, большая часть времени проводится не в полёте, а во всяких ожиданиях в аэропорту, пересадках, проверках безопасности и паспортов, задержках вылетов из-за погоды и технических неисправностей и т.д. Решение всех этих проблем без всякого увеличения крейсерской скорости самолёта уже позволило бы улучшить эффективную скорость перевозок (с учётом всех факторов) почти в два раза. На очень длинных рейсах (более 8 часов) этот фактор проявляется в меньшей степени. Но здесь опять же возможно решение альтернативное простому увеличению скорости: радикальное улучшение качества времени проведённого в полёте. Предположим, вместо многочасового сидения в скрюченной позе с затёкшими ногами и несварением желудка от скверной пищи в неудобных пластмассовых коробках, с безуспешными попытками заснуть, пассажиру предоставляется возможность поесть за настоящим обеденным столом, поспать в настоящей кровати, почитать в удобном кресле или нормально поработать с компьютером и интернетом. Ощущение от полёта, даже без сокращения его длительности, было бы совсем другим.
Существующая модель авиаперевозок: ожидание в аэропорту со всеми проверками и задержками - посадка на самолёт - взлёт - крейсерская скорость - посадка - багаж, документы, таможни и т.д. - как мне кажется, достигла насыщения, и серьёзные улучшения в её рамках почти невозможны. Технические характеристики обычного самолёта так же близки к насыщению: его надёжность, долговечность, грузоподёмность, экономичность определяются сочетанием весьма противоречивых требований взлёта/посадки и крейсерской скорости в нижней стратосфере.
Потенциальное решение которое позволяет совершить резкий скачок в качестве полёта - полностью разделить этап взлёта/посадки и крейсерского полёта. Последний осуществляется в "летающем отеле" - огромном лайнере (типа летающего крыла), в котором одновременно находятся 500-800 пассажиров летящих разными маршрутами, и 50-70 членов экипажей, включая сменяемых пилотов, многочисленных стюардесс и администраторов, вооружённую охрану, врачей, поваров, ремонтников и т.д. Этот самолёт находится в воздухе непрерывно, курсируя по определённому маршруту вдоль основных городов. Он совершает взлёт и посадку в облегчённом варианте и чрезвычайно редко, раз в 2-3 месяца, для профилактического ремонта. Работа всех двигателей и механизмов в непрерывном курсирующем режиме - наиболее надёжная и экономичная, по сравнению с очень сильными нагрузками взлёта/посадки, резко снижающими долговечность и надёжность корпуса и механизмов.
К этому "летающему отелю" постоянно пристыковываются небольшие "челноки" - капсулы на 10-20 пассажиров, ответственные за взлёт и посадку. Эти небольшие челноки взлетают с гораздо бОльшего числа аэропортов, у них двигатели с большим запасом тяги но небольшим запасом топлива, намного лучшими возможностями динамического контроля из-за большого отношения мощности к массе. Пассажиры в них хорошо "упакованы" на краткосрочное время взлёта и посадки, в них не требуется туалетов, еды, стюардесс и прочего. Посадка и высадка очень быстрые, пассажиры просто занимают места как в легковом автомобиле, фиксируются в своих глубоких сиденьях, при взлёте в течении нескольких секунд происходят довольно сильные перегрузки, но потом взлёт продолжается около 10 минут в режиме близком к обычному (но более комфортному, из-за лучшего динамического контроля маленького челнока). При посадке происходит предварительная и очень быстрая проверка документов и багажа, но дальнейшая проверка, гораздо более тщательная (но не увеличивающая полное время путешествия) происходит уже на борту "летающего отеля". Там же решаются основные эмиграционные и таможенные вопросы.
Даже если в багаже оказалась бомба, она обнаруживается в результате более тщательной проверки в "предбаннике" в хвостовой части "отеля" (куда "приземляются" челноки), прежде чем багаж перемещается в более центральную часть. Взрыв в этом специальном отсеке не приводит к разрушению всего самолёта. Челночная система позволяет так же полностью эвакуировать всех пассажиров в случае необходимости.
Новые запасы топлива, еды и т.д. так же доставляются подобными челноками, равно как и смены пилотов и обслучивающего персонажа. Текущие технические проверки и ремонт внутри "отеля" производится постоянно присуствующими бригадами техников. На борту к услугам пассажиров специальные спальные отсеки (типа японских отелей-капсул), рестораны и бары, комьютеры, конференц-залы и т.д. Все пассажиры и багаж снабжаются радио-маячками, позволяющими определять их положение в каждый момент, и проводить пассажира на посадку на "свой" челнок в случае его забывчивости.
Это решение, конечно тоже достаточно экзотично и потребует множества технических инноваций и огромных капвложений. Но оно исходит скорее из экономической целесообразности при техническом потенциале, а не абстарктного желания "быстрее, выше, сильнее" большинства футуристических концепций, или "куда бы нам впендюрить крутой навороченный движок который мы могли бы сделать", как это ощущается в вышеупомянутой схеме компании Reaction Engines.
Вот такая экзотика - и потенциальная тема для обсуждения.