В их числе была просьба от читателя, пожелавшего остаться анонимным:
I presume,that you already saw new roman/etruscian gallery in Metropolitan, because if you did not -please, go and write about it.
I am really looking forward reading your opinion on etruscian/renessainse connection. There is an etruscian bust there,which I honestly thought, was on loan from romanesque sculpture hall.
Вкратце - не пропустить обновлённую выставку античного искусства в Метрополитен музее, и особенно этрусков, и в частности высказать мнение по поводу одной скульпуры, которая выглядит принадлежащей к стилю романского средневекового (X-XII век н.э.), а не ранней античности этрусков. Могли ли организаторы выставки ошибаться?
Надо сказать это встречается не так уж редко. Мне самому (при том что я вовсе не профессионал в историиискусства) доводилось неоднократно обращать внимание смотрителей в разных музеях на ошибки в экспонатах - принадлежащие не к той эпохе и стилю к которым они приписаны, иногда отличающиеся на тысячу лет.
Ну что ж, раз попросили, надо сходить. В Метрополитен прекрасная выставка античности и я всегда заглядываю в неё посещая Нью Йорк. В прошлый раз мы провели несколько часов на выставке минойской и кикладской керамики и печатей бронзового века - прекрасные экземпляры, предшественники греко-римской классики, но совершенно не похожие по стилю на неё.
Сейчас - большая, расширенная выставка этрусков, её обязательно стоит посмотреть!
Этруски - одна из самых интересных и загадочных культур античности. Насчёт их происхождения существовали различные теории. Одна из них выводила этрусков из мигрантов из Малой Азии в конце бронзового века. Согласно Геродоту, этрусками стали лидийцы, которые спустя 700 лет, во времена Геродота, жили на восточном побережья Эгейского моря. По одной из греческих легенд, Этрурия основана Энеем, аристократом из Трои, вскоре после её разрушения в троянской войне.
"Троянская война" - эпизод отражающий последние годы средиземноморской цивилизации бронзового века, перед её катастрофическим коллапсом около 1180 до н.э. За ним последовало "великое переселение народов" и "тёмные века", огромная волна миграции и колонизации, полностью изменившая этническую географию средиземноморья. Но до конца XIX века происхождение этрусков от троянцев или других обитателей Анатолийского полуострова оставалось в области мифологии.
В 1884 году была найдена так называемая "Лемносская стелла" с надписями на древнем алфавите очень похожем на раннюю этрусскую письменность. Лемнос - остров в северной части Эгейского моря, к западу от Трои. В древнегреческих эпосах и историографии фигурировали "тирсены" или "тиррены", обитатели северных островов Эгейского моря и прилегающего к нему побережья. В египетских хрониках XIII-XII веков до н.э. упоминались народы "турша" или "тереш" в числе мигрантов-пиратов, обрушившихся на египетское побережье на рубеже этих веков. Эти слова очевидно принадлежат к тому же корню как и "Таруиса" в хрониках Хеттской империи, где оно относилось к территории включающей в себя древнюю Трою. Очень похожие топонимы относятся и к Этрурии (нынешней Тоскании) и Тирренскому морю.
В статье The Origin of the Etruscans выражается полная уверенность что этруски были выходцами из региона Трои на основании этно-лингвистического анализа.
Но ещё более убедительные свидетельства этой дальней миграции появились в последние несколько лет на основании анализа ДНК.
Во первых, генетический анализ современных жителей города Мурло (в центре древней Этрурии) показывает аномально высокую концентрацию гаплогрупп относящихся к северной части Ближнего востока и Малой Азии:
Mitochondrial DNA Variation of Modern Tuscans Supports the Near Eastern Origin of Etruscans
Но это ещё не всё. Аналогичные исследования современных тосканских коров показали что генетически они гораздо ближе к сородичам из Анатолийского полуострова чем к коровам северной и южной Италии:
Оn-the-origin-of-the-etruscan-civilisati
http://lenta.ru/news/2007/02/14/etruscan/
Кажется, намёк на подобную связь можно обнаружить и среди артефактов представленных на самой выставке. Например, пряслицы и диски (на второй фотографии) очень похожи на аналогичные изделия во множестве найденные при раскопках Трои (см. рисунок Карла Блегена, руководителя цикла раскопок 1932-38).
Выставка очень интересная. На ней представлены археологические находки от золотых украшений, пряслиц, расчёсок и фибул (безопасных булавок известных ещё с бронзового века, третья фотография), до флаконов с косметическими маслами, бронзовых зеркал, ритуальных курильниц, амфор и других керамических сосудов, бронзовых триподов и целой колесницы, а так же множества статуэток и других изделий.
Но, наконец, рассмотрим скульптуру которая привлекла внимание моего читателя. Мимо неё невозможно пройти. Это бюст молодой этрусской женщины, по-видимому украшавщий внутренность храма. Он произведён в IV или III веке до н.э. Но эта скульптура кажется принадлежащей другому миру. В ней есть явно что-то пост-античное, она естественно смотрелась бы как изображение Пресвятой Девы в готическом соборе позднего средневековья или раннего Возрождения. Большинство этрускких скульптур совсем другого стиля, - здесь, например, более ранняя
Скульптура привлекает замечательной техникой. Благородные и в то же время чувственные черты лица, спокойные но выразительные глаза, каждая черта - волосы, украшения, складки одежды - выделены тщательно и виртуозно. Качество намного выше чем у типичных скульптур "романской" эпохи, где-то вполне на уровне среднего Ренессанса. В отличии от большинства греческих скультур у неё "живые" глаза за счёт рельефно вырезанных зрачков. Такие зрачки стали появляться в античности примерно на рубеже нашей эры, до того скульпуры покрывались яркими красками и зрачки рисовались, а не вытесывались, так что после схождения краски лица выглядели "слепыми".
Нет ли тут ошибки? По-видимому всё же нет. Это этрусская скульптура. На это указывает множество признаков. Например, линия носа прямо переходящая в лоб, так что нос и лоб представляются частью одной гладкой поверхности (ср. например, с этрусским Аполлоном из Вейи, ещё одной мужской фигурой оттуда же, или более ранней (VI века до н.э) фигурой из Серветери. Этот стиль не является уникальным для этрусков, и далеко не все их скульптуры соответствуют ему (ср., например, более поздний бюст из Серветери, с другой формой носа), но чаще всего встречаются именно в этрусской скульптуре. На принадлежность к этрусскому стилю указывают и многочисленные ожерелья с украшениями (ср. с фигурой из саркофага Лартии Сейанти), на которых изображены местные божества, а вовсе не христианские символы; и острая, слегка расставленная форма груди под одеждой (как, например, здесь), отличающаяся от большинства греческих скульптур.
IV-III век до н.э., когда была сделана данная скульптура, являлся уже закатом этрусской культуры, вскоре после этого она растворилась почти полностью. Но перед тем как исчезнуть она расцветала высочайшей техникой и оригинальными стилями, некоторые из которых были забыты и стали вновь появляться в европейском искусстве только спустя много, много веков.