http://neznaika-nalune.livejournal.com/52521.html
Вообще, "народное ополчение" Минина и Пожарского - в чистом виде пример "демократической самоорганизации" снизу, в момент кризиса, в отсутствии легитимной централизованной власти - самоорганизации добившейся успеха и выполнившей свою задачу. Пример намного более значительный и исторически актуальный чем мифологизированое новгородское вече (которое большую часть истории было всего лишь институтом коррумпированного олигархического режима). То что либеральная пресса почти единодушно, и прямо-таки патологически, ненавидит этот праздник (освобождение Москвы в 1612) и этот исторический эпизод в целом - наиболее ярко показывает что их настоящий идеал вовсе не национальная демократия, а положение компрадорской обслуги оккупационного режима (отсюда, конечно, и такая ностальгия по 90-м, наиболее близкой апприоксимации этого). В их интерпретации (как 1612 так и 1990-е) Россия "отвергла шанс стать частью Запада", хотя, по крайней мере в 1612 это был всего лишь шанс остаться захолустной, раздробленной и слаборазвитой окраиной Западной Европы, а не "полноправной частью" её.
Ну и многие претензии - совсем уж дурацкие. Вот здесь, например, у Носика: во-первых, он хихикает что этот день со времён Муссолини отмечается как праздник в Италии. Ну и что - мало ли в какой Элбонии что когда празднуется? Второе - что дата 4 ноября "взята с потолка". В принципе да, есть несколько дат которые могут не в меньшей степени претендовать на "день освобождения Москвы" и окончания Смутного времени. Один из этих дней, в окрестности 4 ноября по новому стилю - весьма важный эпизод, вполне годящийся для праздника. Очень многие даты в различных национальных историях мифологизорованы в большей степени, и ещё менее достоверны. Основные религиозные праздники - тоже самое. Например, христианские праздники Рождества и Пасхи удобным образом совпали с широко отмечаемыми до того праздниками средиземноморского мира, как 4 ноября удобно заменило советскую традицию 7 ноября. Или, заглядывая ранее, в историю до 1 века н.э., почто все праздники иудейской истории, широко отмечаемые евреями сегодня - имеют историческую дотоверность от сомнительной до нулевой. Что, впрочем, не мешает празднующим.