Фотографий две. На одной из них ядра в основном находятся в придорожной канаве. На другой - множество ядер на самой дороге.
Автора статьи заинтересовало обьяснение приведённое в книге Сюзан Сонтаг "Regarding the Pain of Others", в котором утверждается что Фентон для второй фотографии искусствнно набросал ядер на дорогу для более драматического эффекта, чтобы подчеркнуть опасность и близость боя:
Not surprisingly many of the canonical images of early war photography turn out to have been staged, or to have had their subjects tampered with. After reaching the much shelled valley approaching Sebastopol in his horse-drawn darkroom, [Roger] Fenton made two exposures from the same tripod position: in the first version of the celebrated photo he was to call “The Valley of the Shadow of Death”(despite the title, it was not across this landscape, that the Light Brigade made its doomed charge), the cannonballs are thick on the ground to the left of the road, but before taking the second picture – the one that is always reproduced – he oversaw the scattering of the cannonballs on the road itself.
Автор материала в NY Times, Эррол Моррис не поверил и полез разбираться - был ли подлог или нет? Мнения специалистов разделились: большая часть знакомых с этой историей согласились что фотография "ON" (с ядрами на дороге) была сделана позже "OFF" (с чистой дорогой), и разбросанные ядра были инсценировкой самого Фентона. Некоторые (например, куратор музея Гетти в Лос-Анжелесе) считали что наоборот. Ядра были убраны с дороги чтобы расчистить её для движения и чтобы использовать их в своих орудиях (они были дефицитом).
В результате Моррис отправился в Севастополь изучать ситуацию на месте. Он нашёл ту точку с которой Фентон производил свою сьёмку. Пейзаж не сильно изменился за 150 лет, (above) хотя стало значительно больше растительности
Но по сущству вопроса Моррис так и не прояснил ничего нового, занимаясь в результате чёрт знает чем, в том числе фотографируя ноги экскурсовода Ольги.
На самом деле, по-моему, ситуация очень проста и хорошо видна непосредственно из фотографий, для этого вовсе не обязательно было бродить по крымским степям. Когда я посмотрел на картинку "ON", мне сразу показалось что она сделана искусственно. Аргументов множество, от более заметного к менее заметному для мея лично:
1) Неестественное распределение ядер на дороге. Оно выглядит как если бы кто-то без специального математического образования пытался изобразить "генератор случайных чисел" на двумерной плоскости. На самом деле "настоящий" генератор случайных чисел выглядит не так - менее "случайным" чем попытки его симуляции. В чисто случайном распределении были бы кластеры и пустые участки, концентрация ядер была бы очень неравномерной.
2) Помимо пространственного распределения, ядра на дороге не выглядят упавшими с большой скоростью. Выстреленные из пушки, они бы скорее всего скатились в канавы и ложбины (где их действительно много) или образовали бы видимые "кратеры". Кроме того они натыкались бы друг на друга и образовывали плотные скопления (или по крайней мере, двойки и тройки).
3) Освещение. На снимке "OFF" освещённая часть перекошена налево, чт говорит о направлении солнца слева и спереди (примерно 10:30, если 12 - точно спереди). На снимке "ON" освещённая часть почти симметрична, примерно 11:30. Значит между фотографиями прошло примерно два часа (скорость циферблата вдвое больше скорости солнца). Это вполне согласуется с записями Фентона, из которых можно заключить что сьёмка проводилась примерно с 3 до 5 дня (фото пластинки нужно было обрабатывать сразу и это занимало более получаса).
4) Наконец, видно что в левом нижнем углу снимков на левом склоне холма на "OFF" примерно на полдюжины больше ядер чем на "ON" - от первого ко второму снимку они были убраны (правда, одно, в самом низу, появилось). Вот эти участки вместе:
Всё говорит о том что ядра были искусственно разбросаны по дороге, для "актуальности". Инсценировка имела место быть!
А вообще весьма интересная запись - во второй части много информации о Крымской войне вообще, с английской точки зрения. Занятный фактоид: один из командующих английских контингентом, лорд Раглан, в конц войны уже впадал в маразм и периодически отдавал команду подниматься в атаку на французов. Через 40 лет после наполеоносвких войн ещё не у всех отложилось что французы в этой войне были союзниками, а русские - противником.