Kirill Pankratov (neznaika_nalune) wrote,
Kirill Pankratov
neznaika_nalune

Category:

Поколение "0"

в смысле 2000-х. Это о статье "Это наша молодеЖЖь" в "Русском Репортёре" которая активно обсуждается в фленте (например, http://kleo.livejournal.com/530568.html, http://langobard.livejournal.com/1346617.html )

Статья показалась мне какой-то абсолютно неправильной. Такое впечатление что авторы либо ещё не выросли из подростковых прыщей (а посему стандартный случай когда каждое поколение считает что оно первым открыло секс, социальный протест и вселенскую тоску) либо наоборот, какие-то старпёры которые мало знакомы с феноменом ЖЖ но "говорят, это круто", и сумев поверхностно обследовать небольшую часть его, пытаются делать совершенно некомпетенные и бессмысленные обобщения.

Основная идея - "от карьеризма к пофигизму", вынесенная авторами в качестве "Тенденции #1":

Поколение 90−х чрезвычайно много работало. Планы построения карьеры вынашивались в совсем юном возрасте — об этом думали уже в десятом классе и уж тем более на первом курсе института. Любая работа оценивалась прежде всего с точки зрения ее перспективности для будущей карьеры, а переход с одной работы на другую — с точки зрения того, как будет выглядеть новая строчка в резюме.

Конечно, существовала масса исключений, но общий настрой был именно такой. Многие молодые люди были готовы работать по 20 часов в сутки. Впереди маячили позиции топ-менеджеров в ведущих корпорациях или вож­деленный собственный бизнес.


Сейчас же карьерный» вариант начал терять для молодежи свою привлекательность, стало осознание «границ роста». В 90−е небеса казались открытыми. Десять лет спустя большинство молодых людей прекрасно понимают, что есть вполне определенный «потолок», выше которого подняться практически невозможно. «Социальный лифт», обеспечивавший быстрое вертикальное перемещение в 90−х, в 2000−х остановился.

Пожалуй можно согласиться что социальная мобильность сейчас меньше чем в 90-е. Проблема в том что "мобильность" тогда была в основном отрицательной - означало распад сущетвующих социальных структур, люмпенизацию, деклассиривание. Для молодёжи это конечно было далеко не в такой степени как для людей среднего возраста, но и здесь, с почти полным исчезновением целых секторов промышленности и экономики, особенно в провинциях, круг реальных возможностей для многих сильно сократился. Для большинства выбор состоял не в том чтобы начинать свой крутой бизнес или "работать по 20 часов в сутки чтобы достичь топ-менеджера", а в элементарном выживании, абы как - всякой мелкой торговлей, временными заработками, эмиграцией или бандитизмом и т.д.

Любая работа современного корпоративного стиля (там где платили зарплату без задержек, желательно в долларах) была для многих пределом мечтаний, доступным для немногих. Сейчас это - обычное дело. В Москве таких работ навалом, в крупных городах - достаточно, кое-что появляется и в мелких райцентрах. Естественно, от "крутости" это превратилось в скучную рутину, в "офисный планктон", от чего народ ищет себя в хобби, в ЖЖ, в тусовках и в экстремальном спорте. Но зато это благополучная и скузная реальность для вполне широких слоёв, а не едва достижимая вершина чем это было в 90-е.

Говоря математическими терминами, для 90-х были характерны отрицательный средний тренд и очень большая дисперсия. Сейчас дисперсия уменьшилась, но зато в среднем положительный тренд.

Похоже авторы знакомы только с привилегированной столичной тусовкой. Само понятие "резюме" реально появилось в России в конце 90-х, до этого оно практически не изпользовалось вообще. "как будет выглядеть новая строчка в резюме" - это совершенно чудовищный диссонанс для того времени. На работе можно было "сорвать бабло" если повезёт, попасть в струю и достичь неожиданно немыслимых вершин, но более часто - потерять всё, получить бандитскую пулю или быть кинутым партнёрами или коллегами на весь вложенный капитал. "Строчка в резюме" в этот ряд практически не входила.

Поколение 2000−х можно по праву назвать поколением скептиков. Молодые люди не верят рекламе, не доверяют средствам массовой информации, крайне скептически относятся к различным PR-кампаниям. Они прекрасно понимают, что за всеми рекламными акциями стоит сугубо прагматичное желание продать товар.

Какая чудовищная банальщина! Кроме того это прости не верно. А что, в середине 90-х молодёжь верила рекламе? По-моему этот этап прошёл уже в начале 90-х. В 94-м это всё рухнуло вместе с Лёней Голубковым, "Хопёр-Инвестами", "Чарами" и т.д., если что-то осталось то окончательно испарилось в 98-м.

Авторы утверждают что нынешнее поколение аполитично по сравнению с 90-ми. Чушь. Как раз в 90-е молодёжь была наиболее аполитичной. Молодёжь принимала достаточно активное участие на рубеже эпох - ве конце 80-х, начале 90-х. Но уже в событиях 93-го она была незначительным фактором, как и в выборах 95-96, олигархических разборках поздних 90-х и т.д. Нацболы были едва ли не единственным сколько-нибудь заметным молодёжным политическим движением, и даже они - чисто маргинальным.

Сейчас, с 2005 года, каждая самая карликовая партия создаёт себе "молодёжное крыло" (помните шутку про "молодёжную фракцию" Партии Пенсионеров?). В 90-е невозможно было представить появления каких-нибудь "комсомолов". Сейчас их хоть жопой ешь - от "Наших" до румолов, нацболов, "Оборон", ДПНИ и т.д. Многое из них эфемерно и не более чем игры в песочнице, но в 90-е не было и этого.

Авторы так же утверждают что "Националистические движения достаточно резко отвергаются. Подавляющее большинство членов блогерского сообщества — интернационалисты. Их идеал — «граждане мира», дети разных национальных культур, которые свободно передвигаются по миру и общаются друг с другом. Националисты, и в особенности их агрессивное крыло, ассоциируются с дикостью и варварством."

Феерично. Такое впечатление что авторы живут на какой-то другой планете. Как раз именно в последние годы всевозможные национализмы вошли в моду по-настоящему и в ЖЖ расцветают пышным цветом (гораздо больше чем в реальной жизни) Тут и проф. русские, и проф. евреи и проф. укры, воинствующие клерикалы всех мастей, "крокодилы", "пни", провозглашатели всевозможных незалежностей. На любой вкус. Как раз всевозможные "общечеловеки" вызывают насмешки или зевоту, и почти полное отсутствие драйва.

Остаток статьи - примерно такого же качества. Либо банальная чушь, либо какая-то альтернативная реальность. Сильно разочаровало.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 29 comments