Kirill Pankratov (neznaika_nalune) wrote,
Kirill Pankratov
neznaika_nalune

Category:

История и культура: Китай

Продолжаем тему "длинных циклов" истории и, в частности, фазовое соотношение между периодами экономического и культурного расцвета. Основная задача цикла - проверить базовую гипотезу о фазовом сдвиге - несовпадении периодов расцвета экономики, военной мощи, государственных институтов с одной стороны, и перидов расцвета культуры и искусства - с другой.

Эта концепция (в частности, разделения на "буржуазный", "богемный" и "бандитский" периоды) и их связи с социоэкономическими вековыми циклами, более подробно рассмотрена в предыдущем посте "История и культура: античность", а так же в других заметках цикла "История и культура" приведённых в заглавном посте данного блога: http://neznaika-nalune.livejournal.com/213145.html

Все крупные регионы и цивилизации показывают наличие длинной периодичности, больших "волн" со временной протяжённостью, как правило, 200-300 лет. Исследование подобной периодичности восходит к работам Абеля, Постана в начале XX века, затем - Броделя и школы "Анналов", в настоящее время эта тема развивается, в частности, в работах П. Турчина, С. Нефёдова, а так же экономического историка Хакетта-Фишера и других.

В течении такого цикла общество проходит фазы относительно устойчивого поступательного развития, роста экономики и населения, а затем - затяжного системного кризиса, "смутного времени", частых междоусобных войн и упадка экономики. Иногда в течении большого 300-летнего цикла присутсвуют, помимо основного подьёма и спада, менее продолжительные волны роста и распада, длительностью в несколько десятков лет.

На этот раз мы рассмотрим Китай. Всю историю Китая, и всю совокупность его многочисленных социоэкономических циклов я разделяю на долгие эпохи соответствующие "цивилизациям" - многовековым культурно-историческим формациям, доминирующим на большой территории.

Первая из них - древнекитайская (синическая, а так же конфуцианская) цивилизация, начало которой можно отсчитывать с Шаньской династии, с середины 2-го тысячелетия до н.э., а конец - вскоре после коллапса империи Хань, примерно с IV века н.э. За этим последовал долгий период "тёмных веков" сравнимый (но меньший как по длительности так и по глубине упадка) с западно-европейским периодом после падения Римской империи в V веке н.э.

Новая китайская цивилизация возникла в VI веке на новой культурно-религиозной основе (махаяна-буддизма) и в дальнейшем я буду называть её буддистко-конфуцианской. Она просуществовала до XX века, когда, после долгого системного кризиса и упадка, она окончательно погибла в череде революций. Примерно с 1950 на её месте образовалась новая, "коммунистическая" цивилизация, по образцу СССР, на территории которого в начале XX века произошла катастрофическая цивилизационная трансформация, закончившая существование православно-христианской цивлизации, берущей начало ещё с Византийской империи.

Сама "цивилизационная" периодика далеко не общепринята, и непосредственно не используется в данном исследовании фазового соотношения между экономическим и культурным развитием. Но на этой основе легче понять предложенную периодизацию вековых циклов Китая, рассмотренную ниже.

Многие периоды китайской истории известны весьма подробно, и сопровождаются гораздо большим обьёмом архивных и статистических данных (в частности, сведения о налогах и переписях населения) чем аналогичные периоды в других обществах. Достаточно легко устанавливается периодизация вековых циклов, например, обеих династий Хань, династии Тан и Сун, или последней из них - Цин. Другие эпохи известны в меньшей степени, и вызывают много вопросов с точки зрения "длинной" периодизации.

Большинство вековых циклов совпадают с основными династиями Китая. Но при этом великие династии, как правило, включают в себя два "длинных цикла" подьёма и упадка. Таковы, например, династии Хань, Тан и Сун и, возможно, Мин.

Последняя (династия Мин) представляет собой несколько необычный случай. Она началась с необыкновенно яркого, мощного "рывка" примерно с 1370 до 1425, в течении которого население удвоилось, экономика многократно возросла, было построено много новых городов и крепостей. Огромные корабли китайских экспедиций, намного превышающие размером каравеллы Колумба, бороздили Тихий и Индийский океаны. После этого китайская империя впала в жестокий системный кризис, самоизолировалась от окружающего мира, демонтировала флот и т.д. До падения династии в 1644 г. она уже не знала ничего похожего на эпоху бурного роста в начале династии. Но это время нельзя так же назвать эпохой непрерывного развала и упадка. В целом в течении XVI века население и экономика Китая увеличились. Поэтому ниже я обозначу большую часть XVI века как вторую восходящую фазу минской династии, хотя временные границы её точно обозначить затруднительно.

Так же определённую трудность представляет период "враждующих царств" V-III веков до н.э., длительного периода междоусобицы и постоянных войн. Ему предшествовала достаточно благополучная эпоха "Весны и осени" (восточного Чжоу). Этот период с одной стороны, явно кризисный, "бандитский" с точки зрения вышеупомянутой классификации. Но он не был непрерывным периодом упадка и "тёмных веков" подобно эпохе IV-VI веков н.э. Он отмечен существенным прогрессом в технологии, военном деле и, видимо, отдельными периодами экономического подьёма. Этот период завершился первым имперским обьединением под началом государства Цинь около 220 до н.э.

Недолговечная династия Цинь в этом отношении (как и недолговечная династия Сюй на заре буддистко-конфуцианского Китая) так же выделяется из типичной периодики вековых циклов. Обе этих династии закончились очень жестоким но коротким системным кризисом и развалом. Но эти кризисы были гораздо короче чем типичные нисходящие фазы вековых циклов, продолжающиеся обычно 50-100 лет.

Со всеми трудностями и неопределённостями, получаем периодизацию приведённую ниже. Каждый цикл обозначен тремя числами: первое - начало "буржазного" пердиода, второе - "богемного", третье - "бандитского" (кризисного). Эти числа соответствуют периодизации обозначенной на графиках. Отрицательные числа обозначают даты до н.э. Большинство дат округлено до 5 или 10 лет. Некоторые циклы весьма коротки и не имеют хорошо выраженного "богемного" периода. В таких случаях дата начала кризиса ("бандитской" эры) практически совпадает с датой начала "богемной" эры.

-1100, -830, -810  - Западное Чжоу
-750,  -520, -490  - Восточное Чжоу ("эпоха Весны и Осени")

С -480 - "эпоха Воюющих царств", длинный кризисный период
-290, -221 -220    - первое имперское обьединение под началом Цинь 
-200, -110, -60    - Западная империя Хань
25,    140, 165    - Восточная империя Хань
260,   290, 300    - Цинь (последняя единая династия синической цивилизации)

После 320 до середины VI века - период "тёмных веков", полного экономического 
и демографического упадка, многочисленных слабых и эфемерных династий.

550,  600,  601    - Сюй
620,  710,  730    - первый цикл династии Тан
805,  850,  870    - второй цикл Тан
960,  1040, 1070   - первый цикл династии Сун ("северный")
1130, 1170, 1200   - второй цикл Сун ("южный")
1240, 1300, 1320   - монгольская династия Юань
1370, 1420, 1430   - первый цикл династии Мин
1490, 1550, 1590   - второй цикл династии Мин
1650, 1760, 1790   - манчжурская династия Цин
1860, 1885, 1895   - последний период стабилизации перед цивилизационным коллапсом 

В этой работе приводятся результаты отдельно для изобразительного искусства, литрературы и философии. Данные по значимости достижений (и их временной привязке) для деятелей литературы и искусства взяты из книги "Human Accomplishment: The Pursuit of Excellence in the Arts and Sciences, 800 B.C. to 1950." by Charles Murray. При всех недостатках, это является, по-видимому, единственным достаточно полным "реестром" таких достижений. Более подробно методика описана в посте "История и культура: античность" и предыдущих заметках этого цикла.

Как периодичность вековых циклов так и коеффициэнты значимости отдельных культурных достижений может вызывать много возражений и вопросов. Для этого, весьма предварительного исследования пока важно то что периодизация и гистограммы культурных достижений выполнены независимо друг от друга. В дальнейшем возможны существенные уточнения этих параметров.

Результаты:
Из графиков видно что основное предположение - расцвет искусства в "богемные" периоды и в периоды кризисов и социоэкономического упадка выполняется лучше всего для философии, в меньшей степени - для литературы и ещё в меньшей - для изобразительного искусства. Расцвет китайской философии (так же как и в случае античности) приходится на период затяжного кризиса - "эру воюющих царств", ещё несколько пиков находятся в кризисной области эпохи Сун. Наибольший расцвет литературы приходится на перидо кризиса династии Тан, и затем - Сун. Интересно что самый яркий, концентрированный период социоэкономическгого развития - начало династии Мин - совпадает с "провалом" культурных достижений во всех трёх областях. С другой стороны, начало последней, манчжурской династии Цин характеризуется серьёзным расцветом литературы и изобразительного искусства.





х-пост в cliodynamics
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments