Kirill Pankratov (neznaika_nalune) wrote,
Kirill Pankratov
neznaika_nalune

Categories:

Эвакуации во время "Катрины": добровольно или принудительно?

В разных журналах разгорелась дискуссия почему люди не эвакуировались, насколько это было их личным делом и должно ли государство эвакуировать их организованно и в обязательном порядке. Например, Лев Сигал предпочитает индивидуальное право эвакуироваться или оставаться в подобных случаях:
Я вовсе не либертарианец, но мне непонятен этот государственный патернализм: тащить и не пущать полностью дееспособных граждан. Он был непонятен мне в случае с израильской принудительной эвакуацией жителей поселений, находившихся на палестинских территориях. Он непонятен мне и сейчас применительно к Новому Орлеану. http://www.livejournal.com/users/sorex/197218.html

Подобный взгляд, открытый для полемики но в целом весьма здравый, иногда доводится до абсурда, в результате чего появляются вот такие шедевры приснопамятной Латыниной.

Я думаю что всё-таки в подобном стихийном бедствии эвакуация не должна быть индивидуальным выбором, а спасение оставшихся людей должно быть прямой обязанностью властей (как местных так и общегосударственных). Индивидуальный выбор, так же как и рыночная экономика, достаточно хорошо работает в "нормальной" ситуации, когда человек может полагаться на собственные знания и опыт приоберетённый в подобное "нормальное" время. Современное общество не может и не должно требовать от обывателя знаний и навыков в чрезвычайной ситуации - в которой средний человек нокогда не оказывался, но в обществе в целом подобные специализированные знания имеются. Кроме того, во время стихийных бедствий коллективно-принудительные методы как правило просто более эффективны. Например, организованная эвакуация на автобусах более эффективна просто потому что создаёт меньше пробок на дорогах, а организованное распределение еды или медикаментов лучше чем обезумевшие очереди в магазинах или "индивидуальные" погромы их после закрытия.

Одним из признаков развитости цивилизации является степень делегирования принятия решений разным общественным институтам, за пределы личного опыта или близких родственных связей. В этом определении нет ничего "социалистического" или "тоталитарного": на практике происходит такое же делегирование "рыночным" и "демократическим" институтам, как и государственно-бюрократическим. Эта мера цивилизованности коррелирует и с другими подобными: например, степенью преобразования природного ландшафта или количеством потребляемой энергии.

В этом смысле развитие цивилизации происходит не только в одну сторону - усложнения, увеличения выбора, повышения энтропии. Параллельно идёт и обратный процесс - отсечения лишнего, упорядовачивания, сведения к одному знаменателю. Эта динамика похожа на продвижение заселённых территорий в необитаемую природу: на границе этого энтропия повышается: стихийно вырастают поселения, вырубаются просеки, вспахиваются поля. Но там где территория уже давно освоена, происходит уменьшенние энтропии: кривые тропинки превращаются в прямые, одинаково заасфальтированные проспекты, строятся зачастую однотипные дома, прокладываются стандартные коммуникации. Эти два параллельных, но противоположно направленных процесса и составляют развитие цивилизации.

В современном развитом обществе я не должен лично залезать на чердак и проверять каждую доску чтобы крыша не обвалилась на голову, не должен рассчитывать прочность моста прежде чем пройти по нему, и не должен проверять купленный кефир в лаборатории чтобы убедиться в отсутствии в нём токсических веществ. В этом я могу рассчитывать на многочисленные общественные институты: законы и стандарты производителей, высокую квалификацию тех кто строит мосты или делает кефир, организации защиты потребителей и т.д.

И так же это не в пределах компетенции обычного жителя Нового Орлеана оценивать силу урагана, вероятность разрушения дома от ветра или прочность дамб защищающих город от окружающих водным масс. Этим должны заниматься соответствующие общественные институты. Средний обыватель может внести свою лепту в развитие и улучшение этих институтов - путём голосования, демонстраций, дискуссий в медиа и т.д. Но в момент чрезвычайной ситуации он должен полагаться на эти институты -и вправе требовать от этих институтов максимальной действенности, и того что они не оставят его на произвол судьбы. В этом отношении 150 тысяч человек по разным причинам оставшиеся в НО действительно были вправе рассчитывать на власть - и были весьма сильно обмануты в своих ожиданиях.
Subscribe

  • Что-то плохо лежит - вся система

    Defang the Police - ага. В США настоящая эпидемия налетов на магазины - ювелирые, одежные, даже сетевые аптеки. Это происходит не так как…

  • Семейство

    Сашка закончил мед, получил официально звание "доктор" и направление в резидентуру. Первый год - в городе Салем, знаменитым своими жуткими судилищами…

  • Василий Иваныч, белые!

    Последние два года были неурожайными на грибы. Но в этом году дождливый июль и проглядывающая иногда сквозь тучи жара к середине месяца вызвали…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments

  • Что-то плохо лежит - вся система

    Defang the Police - ага. В США настоящая эпидемия налетов на магазины - ювелирые, одежные, даже сетевые аптеки. Это происходит не так как…

  • Семейство

    Сашка закончил мед, получил официально звание "доктор" и направление в резидентуру. Первый год - в городе Салем, знаменитым своими жуткими судилищами…

  • Василий Иваныч, белые!

    Последние два года были неурожайными на грибы. Но в этом году дождливый июль и проглядывающая иногда сквозь тучи жара к середине месяца вызвали…