В общем-то старые пужалки и мифологии, опять со ссылкой на "авторитетные источники" вроде Transparency International, Freedom House и т.д.:
По качеству важнейших институтов современного государства нынешняя Россия находится в конце мирового списка. По уровню политических прав и гражданских свобод наша страна занимает 158-159-е места из 187 стран мира – между Пакистаном, Свазилендом и Того. По уровню свободы прессы – 147-е место из 179, наравне с Ираком, Венесуэлой и Чадом.
Какой-то умный человек много лет назад сказал что войны начинаются когда политики "сливают" журналистам свои домыслы и инсинуации, а потом верят этим же провокациям когда читают их в газетах на следующее утро. Примерно так же и со всякими "рейтинговыми" конторами - фридомхаузами и прочими. Сначала они слушают придурков вроде Илларионова в качестве "экспертов", или даже нанимают их на работу, а потом эти же придурки Илларионовы ссылаются на полученные в результате "рейтинги".
Вообще самое удивительное в том что кто-то в состоянии воспринимать эту лабуду всерьёз.
Индекс свободы от коррупции, еще в 2002 году составлявший почти 35% от уровня стран ОЭСР, к 2006 году опустился до менее 30%. Уровень защиты прав собственности, достигавший в 2002 году 54% от показателя высокоразвитых стран, к 2006 году рухнул до 14%. С 1998 по 2005 год Мировой банк фиксирует падение значений российских индексов (от уровня ОЭСР): подотчетности власти – с 60% до 43%, политической стабильности – с 51% до 43%, качества бюрократического регулирования – с 59% до 56%.
Чудно. То есть когда у действующего президента был рейтинг популярности менее 10%, финансовая система страны полностью встала, налоги вообще никто не платил, и были серьёзные опасения о недостатке продовольствия на зиму - рейтинг политической стабильности был больше чем когда рейтинг президента не опускается ниже 70% за много лет, а золотовалютные запасы покрывают аж два года импорта. Впрочем, учитывая что президентом Мирового Банка сейчас явлается "драный носок" Вулфивиц - неокон и один из идеологов иракской авантюры - за качество рейтинга можно не беспокоиться.
Впрочем, "подотчетность власти" по Илларионову может вовсе не означать подотчётность своим избирателям. А вот если эта "подотчётность" в отношении организаций типа Всемирного Банка - да, тогда конечно можно с Илларионовым вполне согласиться.
Количество убийств на 1000 жителей России в 1998 году превышало средний уровень ОЭСР в 12 раз, к 2004 году это соотношение возросло до 14-кратного. Количество тяжких преступлений против личности с 1998 по 2006 год более чем удвоилось. В 2006 году в условиях "политической стабильности", рекордных цен на нефть и газ, беспрецедентного экономического роста, фантастического повышения благосостояния и нахождения всей полноты государственной власти в руках силовиков уровень преступности в стране оказался вдвое более высоким, чем в 1998 году. А это был год крупнейшего катаклизма в экономике, низких нефтяных цен, но более демократической власти.
Вообще-то, как я писал недавно в заметке "Демографические итоги 2006 года, количество убийств сейчас меньше чем в 1998, и на 1/3 меньше чем максимум в 2002 году (в 2006 оно уменьшилось на 10%). Аналогичная статистика и по другим тяжким преступлениям. Илларионов просто несёт чушь.
Деградация в сфере внешней политики не менее наглядна. Успешно поссорившись почти со всеми зарубежными партнерами, власть силовиков создала ситуацию, давно не отмечавшуюся в российской истории. Сегодня у нас, похоже, нет союзников. Нет, армия и флот сохранились. А вот внешнеполитических союзников, кажется, не осталось. Под гром литавров о дипломатических успехах Россия, похоже, все более оказывается в фактической внешнеполитической изоляции.
Особенно явственно это проявилось после убийства Анны Политковской и отравления Александра Литвиненко. По сравнению с предыдущими семью годами среднемесячная интенсивность встреч российского руководства со своими зарубежными коллегами зимой 2006-2007 годов сократилась вдвое. Количество встреч с главами западных стран упало втрое, главами стран СНГ – в 3,4 раза. Как говорил известный телевизионный персонаж, это – провал.
Правда, уменьшение числа контактов с традиционными партнерами в Европе, Северной Америке и СНГ было отчасти компенсировано полуторакратной интенсификацией общения с лидерами Востока – Индонезии, Монголии, Ливана, Сирии, Индии, Гайаны, Катара, Саудовской Аравии, Китая. Эволюция внутрироссийских институтов логично дополняется эволюцией внешнеполитических предпочтений.
Я совсем не уверен что "среднемесячная интенсивность встреч" является хорошим показателем внешнеполитических позиций, и ещё меньше я уверен что Илларионов способен не мухлевать при её подсчёте.
Претензии к внешней политике предьявить можно - особенно в отношении "ближнего зарубежья". И всё же - в 1998 внешнеполитические позиции России заключались в том что делегации разных Чубайсиков и таких же Илларионовых ездили во всякие "авторитетные международные организации" с повесткой дня "дяденьки, дайте денег". В 2006 встреча G-8 была в Петербурге, а ежегодные собрания Евросоюза (в 2006 - в Лахти) только что и запомнились приездом Путина и повесткой дня по отношению к России. Как и ежегодная конференция в Мюнхене - что там ещё было, кроме путинского выступления? Да нечего и вспомнить. Помимо "запада" есть много других стран, значение которых растёт. И со многими из них сейчас отношения намного более продвинутые и продуктивные чем 10 лет назад.
Хотя бы экономический рост впечатляет? Это так, но и он познается в сравнении. Среднегодовой темп прироста ВВП в 2004-2006 годах на уровне 6,8% действительно выше, чем в некоторых европейских странах. Но он ниже, чем 8,2% – темп экономического роста в самой России в 1999-2000 годах,– на излете так называемого олигархического периода и перед началом функционирования силовой модели. При этом цены на нефть в последние три года – $52 за баррель – утроились по сравнению с 1999-2000 годами ($19), а размеры подарка внешнеэкономической конъюнктуры достигли 15-18% ВВП при его фактическом отсутствии в 1999-2000 годах.
Опять малоосмысленное словотворчество вроде "подарка внешнеэкономической конъюнктуры". На самом деле смену политики нужно отсчитывать не от Путина, а от августа 1998 - до и после дефолта. Перестали следовать наставлениям "авторитетных западных экономистов" - так и дела стали гораздо лучше.
В последние три десятилетия образцом экономического роста выступает не анемичная Европа, а динамичный Китай. Россия отставала от него и в предыдущие десятилетия, продолжает отставать и сейчас. В то время как за 2000-2006 годы российский ВВП вырос на 58%, китайский – на 88%. Если семь лет назад размеры китайской экономики превышали размеры российской впятеро, то сегодня – вшестеро.
Благодаря силовой модели страна превращена в экономического инвалида даже на фоне стран бывшего СССР. По темпам роста экономики в 1999-2000 годах Россию опережали лишь две страны из 14 республик бывшего СССР, в 2004-2006 годах – уже 12. В условиях господства силовой модели Россию стали опережать не только другие экспортеры энергии, как, например, Казахстан (прирост ВВП за семь лет на 94%) или Азербайджан (на 153%). Теперь ее опережают и страны, импортирующие нефть и газ,– Армения, Таджикистан, Латвия, Эстония, Литва.
В большинтсве этих стран просто база отчёта значительно ниже чем в России, поэтому более высокие темпы роста - ничего удивительного. Всё это лишь подтверждает что примерно с 2000 растёт почти всё пост-советское пространство, независимо от экспорта/импорта нефти. Это длинный структурный тренд, а не коньюктура цен на энергоносители.
Даже Украина, не имеющая собственных углеводородов, подвергнутая энергошантажу и энергошоку, проведшая последние годы в революциях, сменах власти, по полгода живущая вообще без правительства, развивалась более динамично, чем ее восточный сосед, лихорадочно возводивший вертикаль власти (среднегодовые темпы прироста ВВП в 2000-2006 годах – 7,1% и 6,8%). В очередной раз подтверждается, что свобода – экономическая и политическая – обеспечивает более быстрый рост национального благосостояния, чем насилие, пусть и утопающее в природных ресурсах.
Ну насмешил. На Украине быстрий рост был как раз в 2000-2004, до "оранжевой революции". Последние два года он резко замедлился. Если ещё Ющенко с Радой повоюет, совсем замечательно будет.
Даже в Грузии, также не имеющей энергоносителей на собственной территории, подвергнутой тотальной торговой, транспортной, энергетической, визовой, почтовой блокаде, ВВП в прошлом году вырос на 9%, при том что в купающейся в нефте- и газодолларах России – только на 6,7%. Это ли не очевидная демонстрация тотального провала силовой модели?
У Грузии экономика к 2000 году сьёжилась до такой величины, что после этого при достижении минимальной стабильности она росла бы быстрыми темпами - база маленькая. 9% ну совершенно не впечатляют в этих условиях.
В общем, Илларионов в своём репертуаре. Да, конечно, качество государственных институтов в России оставляет желать лучшего, а кое-где - совершенно безобразное. Но к повестке Илларионова это не имеет никакого отношения, это отдельный разговор.