Kirill Pankratov (neznaika_nalune) wrote,
Kirill Pankratov
neznaika_nalune

Categories:

История и культура: античность

Ниже - очередная заметка на тему "длинных циклов" истории, связи культурного расцвета общества с его социально-экономическим состоянием.

В предыдущих заметках на эту тему (см. раздел "История и Культура" в заглавном посте данного ЖЖ) я разделял фазы общественного развития на три фазы, условно обозначенные как "буржуазный", "богемный" и "бандитский" периоды. Речь идёт о достаточно длинных периодах, с общей длиной цикла (включающего все три фазы) как правило 200-300 лет, хотя иногда можно говорить о значительно сокращённых волнах длиной менее 100 лет.

"Буржуазный" период - время прочности существующих порядков, относительного социального мира, экономического роста; а так же традиционной, консервативной, ханжеской общественной морали. "Буржуазный" период не означает отсутствия очень больших потрясений, но они в основном связаны с внешними факторами - вторжениями сильных врагов, разрушительными природными катаклизмами. В античности наиболее яркие примеры такого внешнего давления - греко-персидские войны и пунические войны (см. мою заметку "Железная поступь истории").

"Бандитский" период - нисходящая фаза длинного цикла социально-экономического цикла, эпоха распада, общественного кризиса, гражданских войн, "крушения основ", социального коллапса.

Между ними располагается промежуточный "богемный" период - "золотой век", "fin de siecle", "belle epoque" - "бабье лето" длинного цикла, когда материальное благополучие достигает максимума, но общество постепенно теряет динамику, зарождаются сомнения и декаденс, общественная мораль размывается, антисоциальное поведение становится допустимым и постепенно начинает быть нормой. Характерные примеры из последних веков европейской истории - поздний Ренессанс, Эпоха просвещения и "либертинов" второй половины XVIII века, перед "бандитской" эрой революций и наполеоновских войн, последние декады предшествующие Первой Мировой войне, 70-80-е годы советской истории.

Идея которую я развивал в предыдущих постах на эту тему - о том что экономический и культурный расцвет общества почти всегда не совпадает по фазе. Наиболее выдающиеся достижения культуры, искусства, философии приходятся на "богемный" и "бандитский" период - нисходящую фазу длинного экономического цикла.

Пожалуй, легче поддаётся обьяснению в этом смысле именно промежуточный "богемный" период. Это время наибольшей концентрации как "творческой интеллигенции" так богатых меценатов и ценителей искусства, что создаёт и предложение и спрос на него. Менее очевиден расцвет искусства в эпоху глубокого кризиса и развала, зачастую когда материальные ресурсы общества и ряды "праздных классов" уже сильно истощены. По-видимому это можно обьяснить социальным спросом (и предложением) на нестандартные решения, рвущие с традицией концепции, на "сдвиг парадигмы" и "thinking out of the box", на критическое, мучительное осмышление происходящего.

Сначала - о временных вехах, разделении античности на соответствующие эпохи. Моя периодизация в целом близка к "структурно-демографическим циклам" Турчина (см. в частности "Вековые циклы"), хотя в последнем случае периодичность распространяется на римское общетсво, а не всю античную цивилизацию. В моём случае периодизация несколько более детальна.

Начало цивилизации - всегда "буржуазный" период, даже если ни о какой "буржуазии" нет и речи, а общество ещё находится в архаичном состоянии, со слаборазвитой городской жизнью. Первый "системный кризис" эллинской цивилизации я отношу к концу VII - первой половине VI века до н.э., в истории Афин - примерно "от Дракона до Солона" (в истории Рима аналогичный период приходится на сотню лет позже - конец монархии и начало Республики). Это период кризиса традиционного, феодального общества с мелкопоместной аристократией и василевсами, и переход к развитому полисному социуму, с экономической специализации и интенсивной международной торговлей.

В результате болезненных потрясений и реформ Дракона, Солона и их аналогов в других полисах, именно с середины VI века до н.э. Эллада выходит на новый цикл, на новую траекторию развития которая приведёт к наиболее значительным достижениям в её истории. Именно тогда складывается характер лидеров континентальной Греции - Афин и Спарты, которые до VI века не выделялись среди других городов.

Начинается самая блестящая эпоха Греции - восходящий цикл которой приходится на 550-430 годы. На середину этой эпохи приходится огромный внешний шок греко-персидских войн (примерно 499-479), после чего начинается краткосрочный полувековой "золотой век" Эллады, завершившийся в 431 году с началом ужасной Пелопонесской войны - типичного затяжного междоусобного конфликта "бандитской" эпохи. Позднюю часть этого "золотого века", примерно 460-430, я отношу к "богемной" эре, что примерно совпадает со временем правления Перикла в Афинах.

Эта долгая кризисная эра, около 430-320, заканчивается только с окончанием завоеваний Александра Македонского и приходом эллинистского мира, принёсшего эфемерную стабильность на всё восточное средиземноморье и Ближний Восток. Но уже к середине III века весь эллинистский мир погряз в новых междоусобицах и непрекращающихся войнах между Селевкидами, Птолемеями и многочисленными другими правителями.

Но к этому времени наиболее динамичной частью античной цивилизации стал Рим, и дальнейшая периодизация связана с его историей.

"Буржуазная" эпоха в цикле Римской республики завершается примерно в середине II века до н.э. с окончательным уничтожением Карфагена - основного противника Рима в более чем столетнем противостоянии. Около 130 до н.э. начинают проявляться признаки затяжного системного кризиса - попытка реформ Гракхов, последовавшая консервативная реакция, участившиеся восстания рабов и волнения в дальних провинцах империи, усиление имущественного расслоения римских граждан и кризис среднего класса и фермерского хозяйства. В I веке до н.э. за этим последовали многочисленные гражданские войны, перевороты и постоянная политическая и экономическая нестабильность. "В течении столетия между трибунатом Тиберия Гракха (133 до н.э.) и установлением принципата Августа (27 до н.э) Рим испытывал период вековой децентрализации и распада", пишет П. Турчин в книге "War and Peace and War: the life cycles of imperial nations".

"Богемная эпоха" этого цикла, которую я отношу к периоду 150-130 до н. э., выражена
достаточно слабо по сравнению с греческой "эпохой Перикла". Это связано, видимо, с сохраняющейся культурной "неотёсанностью" Рима по сравнению с Элладой V века до н.э. и продолжающимися в этот период интенсивными колониальными войнами, поддерживающими милитаристскую культуру. "Бандитский" период - кризисное столетие 130-30 до н.э. завершившееся падением Республики и установлением Империи.

Далее следует относительно короткий "буржуазный" период стабилизации и восстановления (30 до н.э. - 25 н.э.), примерно до позднего Тиберия. После этого - вторичный кризис, менее продолжительный и острый - эпоха Калигулы и Нерона, слабых и безумных императоров, которая, тем не менее, не ставила под сомнение само существование римской государственности, в отличии от кризиса I века до н.э.

Это довольно смутное время завершается с приходом Веспасиана в 70 н.э. и установлением твёрдой и предсказуемой императорской власти. Период примерно 70-180, включающий "пять славных императоров" - самая блестящая эпоха Римской империи. Я обозначу годы 70-150 как "буржуазный" период и 150-180 как "богемную" эпоху. После этого начинается новый длительный период жестокого системного кризиса, достигший наибольшей остроты в середине III века и приведший к разделению и истощению империи. Новая эра консолидации, последняя в истории западной Империи, начинается с правления Диоклетиана около 285 г. Этот "последний рывок" античной цивилизации недолговечен, и восходящая фаза его исчерпывается около 370 г., после чего западная часть Империи впадает в окончательный кризис, а восточная постепенно выходит на новую траекторию - православно-христианской цивилизации, просуществовавшей до падения Российской Империи в 1917.

С периодичностью эпох более-менее разобрались. Как относятся фазы социально-экономического развития и периоды расцвета искусства в античности? Количественное исследование, как и в предыдущих случаях, будет базироваться на данных приведённых в книге Human Accomplishment: The Pursuit of Excellence in the Arts and Sciences, 800 B.C. to 1950. Эта база данных далека от совершенства, но по-видимому наиболее полная из имеющихся в ширикодоступной литературе.

В ней приведён список авторов по категориям (в данном случае "западная литература" и "западная философия", откуда выбраны только имена относящиеся к античности), каждому из которых присвоен год "творческого пика" и оценка значимости, от 1 до 100, полученная по результатам опроса множества специалистов по эпохе. Данные приведены в конце этого поста.

На двух графиках я привёл совокупность этих данных в виде гистограммы (сумму значимости всех авторов "творческий пик" которых приходится на данную декаду). Неравномерность творческих достижений (явно выходящая за пределы случайного разброса) бродается в глаза, как литературе так и в ещё большей степени в философии. Предположение о корреляции творческого расцвета и "эпохи кризисов" подтверждается достаточно хорошо.

Первый пик в литературе любой цивилизации связан, как правило, с "героическим эпосом", в данном случае с Гомером, и в меньшей степени с другими родоначальниками античной поэзии - Гесиодом и Архилохом. Он не вполне поддается вышеуказанной периодизации.

Первая кризисная эра греческой цивилизации относится к достаточно архаичному времени и не очень ярко выражена в искусстве. Тем не менее, основной автор из этого периода - Сафо - типичная лирическая поэзия "богемной" эпохи.

Настоящий расцвет греческой литературы начинается в первых декадах V века до н.э., примерно совпадая с великим потрясением греко-персидских войн, а затем с "золотым веком" Перикла и началом долгого кризиса. Ещё более ярко выражен пик римской литературы в кризисный I век до н.э. (в основном его середину и вторую половину) а так же середину I века н.э.

В философии есть фактически только один главный пик - вторая половина V века - первая половина IV века до н.э., агония греческой цивилизации. Этот период включает Платона, Сократа, Демокрита, Аристотеля - пожалуй, самые главные имена оставшиеся с античности до наших дней. Последующие значительные достижения приходятся уже на период упадка античной цивилизации - неоплатонист Плотин в III н.э. и христианский философ Августин в V веке (кстати, интересная иллюстрация к идее Тойнби о том что интеллектуальные течения умирающей цивилизации разпадаются на "архаистическое" и "футуристическое" направление).

Есть ещё интересно явление - в некоторых случаях культурный расцвет начинающийся в "бандитскую" эпоху, продолжается в ранней стадии последующущей "буржуазной" стабилизации. Это вполне согласуется с предложенной концепцией если сделать поправку на временной сдвиг - что в эпоху кризиса происходит формирование авторов, творческий пик которых приходится на начало "буржуазной" эпохи.





=====================================
% Greek-Roman literature
Aeschylus -485 26
Aesop -550 6
Alcman,Sardes -650 2
Ambrose,Milan 379 3
Anacreon,Teos -540 8
Apollonius, Alexandria -250 6
Apuleius 150 7
Archilochos,Paros -700 6
Aristophanes -408 18
Augustine 394 13
Bacchlydes,Ceos -484 3
Callimachus -265 7
Catullus -54 13
Celsus,Alus 20 2
Cicero -66 30
Claudian 450 2
Columela,Lucius 50 2
Cratinus,Athens -444 1
Demosthenes -344 9
Dionysius,Halicarnassus -50 2
Ennius,Quintus -199 5
Euripides -444 35
Heliodorus 390 4
Herodotus -445 15
Hesiod -700 11
Homer -700 54
Horace -25 35
Julius,Caesar -62 18
Juvenal 95 10
Livy -19 10
Longus,Lesbos 300 4
Lucan 65 9
Lucian,Samosata 157 9
Lucilius -140 4
Lucretius -55 11
Marcus,Aurelius 161 8
Martial,Marcus 80 6
Meleager,Gadara -100 2
Menander,Athens -303 9
Moschus,Syracus -150 1
Musaeus 500 2
Ovid -3 29
Percius 62 3
Petronius,Arbiter 50 9
Pindar -478 16
Plautus -214 18
Pliny,Elder 63 5
Pliny,Younger 101 5
Plutarch 86 15
Polybius -160 6
Propertius -15 6
Sappho,Lesbos -600 10
Seneca 43 23
Simonides,Ceos -516 4
Solon -600 4
Sophocles -456 25
Suetonius 109 5
Tacitus 95 13
Terence,Publius -159 18
Tertulian 200 4
Theocritus,Syracuse -270 14
Theognis,Megara -540 3
Theophrastus -331 3
Thucydides -420 15
Tibullus -19 7
Tyrtaeus,Sparta -680 3
Virgil -30 55
Xenophanes,Colophon -540 1
Xenophon -395 7

% Philosophy
Anenesidemos -50 1
Ambrose,Milan 379 3
Ammonius,Sakkas 215 2
Anaxagoras -460 5
Anaximander,Miletus -571 4
Anaximenes,Miletus -500 4
Antiphon,Athens -450 1
Antisthenes,Athens -404 1
Apollonius,Tyana -80 1
Arcesilaus,Pitane -276 1
Aristippus,Cyrene -435 1
Aristotle -344 100
Augustine 394 30
Boethius 520 4
Carneades,Cyrene -174 2
Chrysippus,Soli -242 2
Critias -415 1
Democritus -420 13
Diogenes -372 2
Dionysius,Areopagita 50 3
Empedocles -452 6
Epictetus 90 5
Epicurus,Samos -301 11
Gorgias -445 2
Heraclitus,Ephesius -500 11
Leucippus,Miletus -440 3
Lucretius -55 6
Manichaeus 256 5
Marcus,Aurelius 161 4
Origen 225 5
Panaetius,Rhodes -145 1
Parmenides -475 13
Pelageus 400 2
Philo,Judaeus 15 7
Plato -388 88
Plotinus 244 18
Plitarch 86 3
Porphiyrus, Phonecia 272 4
Poseidoios, Apamea -95 2
Proclus 450 6
Protagoras, Abdera -445 6
Pyrrho, Elis -327 3
Pythagoras, Samos -520 15
Seneca 43 4
Sextus,Empiricus 200 3
Socrates -429 26
Tertullian 200 2
Thales -585 6
Xenocrates -355 1
Xenophanes -540 3
Zeno,Citium -295 5
Zeno,Elea -450 4
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments