Второй год подряд задаёт на вельможной пресс-конференции нетривиальные вопросы:
Элина Белецкая, Мурманск, газета "Наша версия на Мурмане": Спасибо огромное, Владимир Владимирович. Знаете, осенью "Газпром" объявил, что он будет единственным недропользователем Штокмановского месторождения, но после этого начались новые переговоры, то есть новый виток переговоров с нашими западными партнерами.
И вот в частности даже Statoil и Hydro решили объединиться, чтобы соответствовать участию в этом проекте. Хотелось бы узнать, каковы эти новые условия и не говорит ли это о том, что все-таки разработка нефтяного месторождения откладывается на какой-то другой период, на более поздний период.
И еще хотелось бы узнать, в прошлом году вы сказали, что, возможно, не возглавите "Газпром", - придумали чем будете заниматься после 2008 года9 Спасибо вам огромное, и еще хотелось бы пригласить вас в Хибин кататься у нас на горных лыжах. Ждем вас.
Путин: Спасибо. Как вас зовут?
Белецкая: Элина.
Путин: Хорошо. (Смех и аплодисменты.) Вы меня приглашаете в личном качестве или от имени мурманчан?
Белецкая: И в личном, и от имени мурманчан.
Путин: Значит, а теперь, если по-серьезному, Штокман. Штокманское месторождение относится к уникальным, это является одним из самых крупных месторождений сегодня в мире. "Газпром" действительно объявил о том, что будет единственным недропользователем. Так оно и будет.
Но это не значит, что "Газпром" отказывается от сотрудничества при реализации проекта. Это значит, что "Газпром" оставляет за собой право привлечь в том или ином качестве иностранных партнеров. В качестве операторов проекта, в качестве консультантов, и так далее и так далее.
Самые возможные, там много всяких возможных вариантов. Это касается обеих составляющих этого проекта, а там, как известно, две составляющие: добыча газа и превращение его в так называемый трубный газ, поставка, в том числе и по дну Балтийского моря, основным потребителям в Европу, и сжижение газа – от этого "Газпром" тоже не отказался.
Объемы таковы, что они позволяют работать и по одному, и по другому направлению, тем более что это даст возможность нам как бы варьировать как и ресурсами, так и объемами. Я не думаю, что Statoil и Hydro объединились специально только для того, чтобы участвовать в этом проекте.
Это отражает тенденции в мировом секторе экономики, которые связаны с укрупнением компаний. Собственно говоря, мы тоже идем по этому пути. И думаю, что это правильно. А в какие сроки "Газпром" определится со своими иностранными партнерами и в каком качестве, кого он будет привлекать – это дело самого "Газпрома".
Я знаю, что "Газпром" прорабатывает возможность приглашения к участию и в проекте по сжижжению иностранных партнеров и по добыче на шельфе Баренцева моря, потому что добыча в этих достаточно суровых условиях – дело непростое, требует знаний, навыков, наличия технологии. Это все есть у некоторых наших иностранных партнеров. И конечно, норвежские партнеры имеют все шансы быть приглашенными в этот проект. Повторяю еще раз: в конечном итоге это дело компании.