Kirill Pankratov (neznaika_nalune) wrote,
Kirill Pankratov
neznaika_nalune

Мейнстрим и маргинальность

Это к дискуссиям о Кормильцеве, "Ультра-Культуре" и т.д. панегирикам Голышева о "свободе и запрещательности", а так же небезызвестной в последние дни "педагогике по Ольшанскому".

Так вот. Успешное развитие общества (любого) основывается в немалой степени на том что большинство его членов проявляют немалую сплочённость, групповую солидарность. Их поведение синхронозируется различными общественными институтами и представлениями - доминирующей религией, аристократическим кодексом чести, "пошлой буржуазной моралью", "моральным кодексом строителя коммунизма" и т.д. Эта субординация достигается весьма различными способами - прямо в лоб или с большой изощрённостью, кнутом и пряником, но в динамично развивающемся обществе достигается весьма эффективно.

При этом успешное, достаточно развитое общество может позволить себе мягкость и толерантность по отношению к "не вписывающимся" в систему - разным чудакам, городским сумасшедшим, эпатажным экстровёртам, с которыми менее развитое и богатое общество вынуждено обходиться весьма жёстко - от остракизма до забивания камнями. A индивидуалисты и городские сумасшедшие всегда будут страшно проклинать эту ненавистную общественную мораль и любые проявления коллективизма. Но на самом деле их относительно благополучное существование как раз обусловлено тем что проклятое серое большинство этих правил придерживается - шебуршатся, делают карьеру, водят детей в школу, служат в армии, т.е. являются колёсиками и винтиками этой системы. И городские сумасшедшие вэтой системе тоже выполняют важную общественную роль.

А когда, "в эпоху войн, в эпоху кризисов", идеи маргиналов и городских сумасшедших "овладевают массами" (а не только прыщавыми курсистками) - это время больших общественных трансформаций, и одновременно упадка, расщепления, озверения, потери целого. При этом сами ультра-индивидуалисты, либертины, нон-конформисты и прочие "идущие не в ногу", имеют гораздо больше шансов сдохнуть в нищете под забором или быть забитыми вырвавшейся на свободу бесноватой толпой, которую до того общественные рамки и репрессивный аппарат держал в ежовых рукавицах.

Это такой дуализм - на самом деле один из самых важных моментов социальной динамики

Аналогично, помню во времена поздней перестройки читал весьма проницательное интервью какого-то западного интеллектуала на тему жалоб совесткой интеллигенции об отсутствии свободы и ограничения индивидуальных возможностей в советском обществе. Смысл был примерно следующий:
"Какие счастливые люди! Большинство из них не подозревает что на самом деле ничего из не представляют из себя, и искренне верят в собственную гениальность, которой мешает проклятая 'система'. Что как только откроются двери 'либерализма', 'свободного рынка' - так весь мир их гениальность и оценит. А на самом деле большинство из них тут же и утонет в поднявшейся мути, или окажется на мели".

Вот советские интеллигенты жили себе, жили с фигой в кармане, и для многих основным жизненным достижением было гордо пронести фигу в кармане через всю биографию и свято верить что "как только, так сразу". Иных уж нет, и так и ушли в мир иной, крепко прижимая к сердцу заветную фигу, и ничего кроме неё так за душой и не имея.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 44 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →