Kirill Pankratov (neznaika_nalune) wrote,
Kirill Pankratov
neznaika_nalune

Categories:

Буддизм: религия и цивилизация

В недавней заметке о возникновении христианства, которое я связывал с фатальным кризисом одной из существующих цивилизаций (в данном случае ханаанской), один из внимательных читателей заметил:

"Появление новых мировых религий всегда связаны с цивилизационным катаклизмами - гибелью одной цивилизации и возникновением другой"
Не всегда. Буддизм, к примеру, вроде бы спокойно возник.


Возражение очень разумное. Вопрос требует несколько более подробного изложения. На мой взгляд нужно различать периоды возникновения великих мировых религий и их становления, при котором они превращаются из протестных, отшельнических, апокалиптических или эскапистских культов гибнущего общества в культурно-религиозную основу новой цивилизации, становятся по-настоящему мировыми религиями.

И тот и другой процесс связаны с цивилизационными катаклизмами. В некоторых случаях они почти совмещены по времени. Один из примеров - ислам, появившийся во время смертельной агонии зороастрийской цивилизации Персидской империи, и быстро ставший фундаментом новой мощной цивилизации. В других случаях эти процессы разделены веками, и могут относиться к процессам в разных цивилизациях.

Так произошло с христианством. В соответствии с излагаемой мной концепцией христианство возникло на обломках гибнущей ханаанской (семитской) цивилизации, ареал которой простирался от Ливана и Иудеи (Палестины) до северной Африки (Карфагена). Но погибшая цивилизация была полностью поглощена Римской империей и поэтому новая религия не стала сразу же основой последующего общества на её месте. До смертельного кризиса же самой античной цивилизации было ещё далеко, и поэтому христианство в течении долгого времени сохраняло статус незначительного культа на задворках общества. Но с началом долгого периода окончательного кризиса греко-римского общества (с конца II века н.э.) христианство стало быстро распространятся, и к моменту окончательной гибели цивилизации смогло стать основой следующего общества, возникшего на обломках предыдущего.

С буддизмом история в чём-то похожа, но процесс появления (как культа) и становления (как основы цивилизации) были ещё больше разнесены по времени. Буддизм зародился не на обломках гибнущей цивилизации, а наоборот в начальной стадии её - в Индии примерно VI-V веков до н.э.

Это не было, строго говоря, началом новой цивилизации, а скорее первым периодом его бурного развития, перехода от родо-племенного общества к городскому, к государственности и первым империям. Индийcкое общество быстро восстанавливалось от долгого - тысячелетнего - периода "тёмных веков" после коллапса древней цивилизации долины Инда (Хараппы) и завоевания её арийскими пришельцами. Это был период быстрой урбанизации, раcширения экономики, размывания и очень болезненного слома предшествующих социальных структур. В этот период произошло оформление существующих ведических культов в достаточно стройный индуистcкий канон, в основном сохранившийся до нашего времени. Параллельно, в качестве протестных и эскапистских ответвлений возникло ещё два мощных религиозных течения - буддизм и джайнизм. Но индийская цивилизация была вовсе не в смертельном кризисе, а наоборот в своей молодой фазе. Поэтому вполне естественно что более мейнстримный индуизм победил. Буддизм был оттеснён в окраинные регионы индийской цивилизации, в её ядре же он стал довольно маргинальным культом. Одно время буддизм пользовался покровительством правящих кругов, в частности его приверженцем был император Ашока в III веке до н.э. Но в целом, в самой Индии буддизм проиграл интеллектуально-религиозную борьбу с индуизмом.

Но становление буддизма как цивилизационной основы произошло значительно позже и за пределами Индии. оно было связано с фатальным кризисом древне-китайской (конфуцианской) цивилизации. Её наиболее блистательный период приходится на два "длинных цикла" империи Хань. Первый период расцвета можно обозначить годами 200-80 до н.э. (ранний Хань). Затем, после жестокого столетнего системного кризиса, новый этап возрождения и процветания - примерно в 25-160 н.э. К концу II века н.э. Китай стремительно входил в глубокий кризис. Восстание "жёлтых повязок" 184-190 было одним из самых кровопролитных в истории Китая, от которого империя так и не оправилась.

Но главное - были все признаки именно фатального кризиса цивилизации, а не просто нисходящей фазы длинного социально-экономического цикла. Это проявлялось в том что быстро теряли силу традиционная религия и культура и появлялось множество "внесистемных", чуждых и эскапистских культов и воззрений. Одним из таких набирающих силы пришлых культов стал буддизм, начавший быстро распространяться в Китае со второй половины II века н.э. К V веку буддизм практически полностью китаизировался и синтезировался в особую ветвь - махаяны ("большой колесницы") которая начиная с VI века стала фундаментом новой китайской цивилизации, с обьединением страны и приходом династий Суй и Тан.

Приведу в этой связи релевантные отрывки из книги "China's Imperial Past: An introduction to Chinese history and culture" by Charles O. Hucker:
"...хотя династия Хань формально закончила своё существование только в 220 году н.э., захват Лояна генералом Дун Чо в 190 обрушило империю в состояние страшного хаоса и открыло четыре столетия упадка которые считаются "тёмными веками" в Китае, сравнимыми с периодом дезинтеграции Европы после падения Рима. Общественная и интеллектуальная жизнь этого периода была не лишена оживления и креативности, но политическая история пост-ханьского периода - ужасная эпоха разобщения, интриг, междоусобицы и завоевания чужеземцами, которая никогда не вызывала чувства гордости у китайцев. (с. 133)

В течении IV и V веков [н.э.] значительная часть населения Китая, как на севере так и на юге, впала в обнищание, хотя их нельзя назвать отдельной кастой. Эта огромная категория включала в себя не только усадьбенных крепостных, рабов и прочих зависимых, но и множество презираемых социальных категорий таких как шаманы, знахари, бродячие актёры и фокусники. Респектабельная часть общества ужалась до немногочисленных свободных крестьян и ремесленников, а так же, в северной части Китая, воинов из пришедших чужеземных племён. Процветающий купеческий класс ханьской эпохи почти исчез с расцветом локализма и автаркии... (с. 178)

...Интеллектуальный разброд последних лет эпохи Хань привёл к дилетантизму самого циничного толка среди правящих классов; Буддистские идеи, искусство и архитектура начинали доминировать в китайской культуре, соперничая с имитационным нео-даосизмом...
...Буддизм постепенно стал доминирущей интеллектульной и религиозной силой, феодальные социоэкономические структуры укреплялись, и жизнь элиты становилась всё более утончённой и оторванной от реальности. Основатель династии Лян Ву-Ти (пр. 502-49) был особенно заметен как покровитель буддизма и придворных литераторов и артистов."
(с. 135)

...Как и христианство, и в отличии от конфуцианства, буддизм является мировой религией. Он привлекает людей независимо от социальных и политических порядков в которых они находятся, призывая своих сторонников придерживаться строгих моральных правил и обещая им личное спасение в вечности, оторванной от забот и несчастий окружающей действительности. Основные философские постулаты [буддизма], церковная организация и монастические сообщества, зрелищные общественные церемонии и ритуалы, очень сильно отличались от всего что было придумано в Китае с древних времён. От непримечательного начала в ханьскую эпоху, буддизм быстро развил невиданное, почти взрывное воздействие на китайские традиции, и стал самым значительным и динамичным религиозным и интеллектуальным течением в китайской жизни в пост-ханьскую эпоху разброда, и во времена последующих империй. (с. 207).

Таким образом, между историей христианства и историей буддизма есть немало общего. Их возникновение и становление (как цивилизационной основы) было разнесено на несколько веков, и произошло в разных обществах разных цивилизационных катаклизмах. Начавшись как внесистемный (в случае христианства - апокалиптический, в случае буддизма - эскапистский) культ, отрицающие мейнстрим, через несколько веков и за тысячи километров от места возникновения они превратились в мировые религии, которые составили идеологическую основу новых цивилизаций, выросших на обломках погибших обществ.
Tags: history
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments