Году примерно в 1994 или 95, когдая был ещё аспирантом в Массачусеттском Технологическом Институте, довелось как-то поучаствовать (в скромной роли переводчика и мелкого администратора) в одной крупной конференции по атомной проблематике. Это было в рамках "Комиссии Гора-Черномырдина" и проходила конференция в Woods Hole Oceaonographic Institution, месте мне хорошо знакомом. Собралось много достаточно крупных чинов из Америки, России, некоторых стран Евросоюза, международных бюрократий и т.д.- от атомщиков и экологов до этнографов малых народов севера. Тематика в основном - всё что связано с "атомным наследием СССР".
Как-то делал доклад один англичанин, весьма крупная шишка в ихнем атомном истеблишменте (фамилию сейчас не помню) - по теме связанной с загрязнением северных морей радиоактивными отходами, утилизацией ядерного оружия и т.д. Уже после доклада, отвечая на какой-то вопрос он вдруг сказал нечто почти полностью противоположное собственным тезисам в "официальной" части доклада. Примерно следующее:
"Даже если все ваши подводные лодки в Баренцевом море полностью проржавеют и всё топливо попадёт в воду, море всё равно не будет загрязнено до такой степени в какой уже сегодня загрязнено радиоактивностью наше собственное Ирландское море."
Я просто офигел - настолько это не вписывалось во всё что говорилось до сих пор - бла-бла, нет в мире большей проблемы чем ржавеющие подводные лодки и атомные бомбы бывшего СССР, которые надо поставить под международный контроль и т.д.
После доклада я подошёл к англичанину поговорить об этом. Он рассказал что, например, один только перерабатывающий завод в Селлафилде (на побережье Ирландского моря) произвёл реальных радиоактивных загрязнений больше чем все заводы СССР ("Маяк" и т.д.) вместе взятые - с учётом непосредственной близости к большому количеству населения, рыбным ресурсам и т.д. Одного плутония они вморе слили килограммов 300 за 30 лет, не говоря о других отходах. Я спросил - а чего же мы тогда говорим о советских подводных лодках а не о Селлафилде (о котором я ни разу до того не слышал). Он ответил примерно так: Селлафилд - старая тема, Гринпис и прочие давно возмущались, но это уже вышло из моды. А "утилизация советского ядерного наследия" - настоящая золотая жила в смысле грантов, публикаций, конференций, огромное количество народу теперь этим кормится.
Так что "есть многое на свете, друг Горацио...". Немало вещей в атомной тематике на самом деле совсем не так устроены как принято считать в рамках "conventional wisdom".