На примере истории месопотамской цивилизации я развивал, в частности, следующую мысль: история человечества определяется культурой развитых, урбанизированных обществ это прежде всего история идей, религиозных, культурных и научных представлений, а не биологических факторов (цвета кожи, формы черепа, генотипа и т.д.). В истории разных цивилизаций очень много раз существовали длительные периоды упадка и ослабления. В эти периоды нередко почти весь "ареал" цивилизации был подвержен завоeвaнию "варварами" - окружающими племенами, как правило, на более низком уровне развития. Но практически всегда, даже в случае полного завоевания, пришельцы принимали культуру развитой цивилизации и постепенно сливались с местным населением. Этнический состав цивилизации изменялся, но культура продолжалась.
Таких примеров в истории можно привести по крайней мере около сотни. Но иногда, гораздо реже, случалось более монументальное событие - когда пришельцы-завоеватели приносили с собой новую культуру, заменявшую собой культуру существующую более 1000 лет. Происходила гибель предыдущей цивилизации, её культурное исчерпание, и возникновение принципиально новой, которая задавала вектор развития общества на огромном пространстве на 1-2 тысячи лет вперёд. Такие моменты в истории чрезвычайно редки.
Разница между этими двумя сценариями (первый - временная слабость, завоевание, восстановление с сохранением културно-религиозной основы, второй - полное разрушение и возникновение принципиально новой цивилизации, принесённое с "окраин" предыдущей) составляет огромное различие в последствиях двух великих нашествий в истории - татаро-монгольского в XIII веке и арабского в VII веке (см. вопрос поставленный в статье Янова в предыдущем посте).
Первое, как я уже писал, было обусловлено в основном периодом одновременной слабости окружающих цивилизаций - исламской, китайской и православно-христианской (а вовсе не неким "пассионарным взрывом" среди монголов - это вторично). В течении 100-200 лет татаро-монголы в основном приняли религию и культуру завоёванных стран. Через несколько сот лет от великой Золотой Орды не осталось и следа. Её остатки влились в исламскую, буддистко-китайскую, индуистскую и православную цивилизации, а центральная часть (собственно Монголия) приняла ламаистский буддизм Тибета.
Второе (арабское нашествие) - имело совсем другие последствия. Оно основало огромную цивилизацию существующую до сих пор. Но дело было вовсе не в самих арабах. То что события на Ближнем и Среднем востоке первой половины VII века н.э. имели такие долговременные последствия, было вызвано другой причиной - смертельным кризисом прежде могучей зороастрийской цивилизации, представленной Сассанидской империей и существующей около 1300 лет, со времён Персидской империи Ахеменидов. К началу VII века она исчерпала себя в религиозно-культурном отношении и была заменена другой - уже полностью монотеистской - исламской цивилизацией.
А теперь вернёмся от конца к началу этой зороастрийской цивилизации. Я закончил повествование падением Ассирийской империи в 612-609 до н.э. Это был очень драматический момент в истории именно потому что означал начало конца не просто династии или даже самой Ассирии, но всей месопотамской (шумеро-вавилоно-ассирийской) цивилизации просуществовавшей более 2 тысяч лет.
Закат Ассирии был быстрым, полным, и, на первый взгляд, загадочным. А. Тойнби в "Постижении истории" писал:
Бедствие, которое постигло ассирийскую милитаристскую державу в 614-610 до н.э., было одним из наиболее глубоких и решающих в истории. Оно включало в себя не только уничтожение ассирийской военной машины, но полное исчезновение ассирийского государства и всего народа. Общество, которое существовало более двух тысяч лет и играло всё большую роль в юго-западной Азии в течении двух с половиной веков, было стёрто с лица земли почти полностью. Двести десять лет спустя, когда наёмники Кира Младшего, греческие "Десять тысяч" [имеется в виду хроники Ксенофонта в книге "Анабасис"] отступали вверх по долине реки Тигр от поля битвы про Кунаксе до берега Чёрного моря, они прошли последовательно вдоль остатков Калаха и Ниневии и были потрясены увиденным - не столько массивностью и протяжённостью укреплений и крепостных стен, сколько полной безлюдностью этих грандиозных сооружений. Абсурдность этих пустых оболочек, свидетельствующих о величайших человеческих достижениях прошлого, красочно описана литературным талантом одного из лидеров греческой экспедиции. Но что ещё более потрясающе для современного читателя - знакомого с историей Ассирии через археологические открытия последних веков - это то, что Ксенофонт не смог постигнуть даже самые элементарные факты настоящей истории этих покинутых городов-крепостей. Хотя вся юго-западная Азия, от Иерусалима до Арарата и от Элама до Лидии была подчинена и подвергалась террору правителей этих городов всего за двести лет до Ксенофонта, то что он писал про них не имело никакого отношения к реальной истории и даже само название "Ассирия" ему было не знакомо.
Месопотамская цивилизация не вполне закончилась на Ассирии. Её последней итерацией стала недолговечная Ново-вавилонская (Халдейская) империя Навуходоносора. Это тоже довольно типично. В истории почти всех цивилизаций в самом конце наблюдается последний, укороченный цикл - "последний рывок" недолгий период расцвета и могущества перед окончательным падением.
Пол Джонсон в книге "Новая история искусства" пишет о долгом постоянстве месопотамской культуры и её переломе в VI века до н.э.:
"[Зиккураты] были постоянным элементом месопотамской архитектуры. Они начали строиться шумерами с 2500 до н.э. в Уре, Эриду, Уруке, Кише и Ниппуре. Вавилоняне, придя к власти, приняли эту традицию, равно как и нео-вавилоняне, ассирийцы, нео-ассирийцы, эламиты и касситы... Вавилонский зиккурат имел восемь уровней, высоту около 300 футов и по-видимому служил прототипом библейской легенды о Вавилонской башне... Самый большой из сохранившихся зиккуратов, в Акар-Куфе, имеет вдвое меньшую высоту. Зиккураты продолжали строиться до VI века до н.э., давая этой архитектурной форме эпоху более чем в 2000 лет."
Таким образом, история месопотамской цивилизации прошла по крайней мере 9 больших секулярных циклов: раннединастический шумерский, аккадский, 3-я династии Ура, аморитский (древневаволонский), касситский, средне-ассирийский, два ново-ассирийских цикла, и последний - нововавилонский. Примерно 2100 лет на 9 - около 250 лет средняя продолжительность одного цикла (число характерное и для других цивилизаций).
Середина VI века стала окончательным падением древней месопотамской цивилизации. Старая религия и культура в основном исчерпала себя. На смену ей приходили радикально новые идеи, принесённые персами. Вскоре они персы завоевали всё пространство от Египта до Индии, построив самую большую империю до того существовавшую в истории.
В той же книге Пол Джонсон писал: "...Персидская империя была совсем не такая [как предыдущие империи Вавилона и Ассирии], первая которая была сплетена из прочных нитей коммуникаций и административного контроля. С самого начала она проводила политику неогранченной экспансии. Её система была абсолютистской и, насколько мы можем судить, централизованной. Но в определённом смысле это была так же и либеральная империя, о чём свидетельствует Ветхий Завет, показывая его мудрым и справедливым правителем".
Зороастризм составил культурно-религиозную основу новой цивилизации. Эта религия была настоящим предшественниким монотеизма и в ней впервые появились многие элементы вошедшие в христианство и другие монотеистические религии: идея единого бога и дьявола, страшного суда, спасения, мессии.
Олмстед в книге "История Персидской империи" писал (с. 195):
Заратустра был настоящим монотеистом. Для него Ахурамазда был буквально одним и единственным богом. Если он говорил о "Добрых мыслях", благочестии и т.п. это было всего лишь уступкой ограниченным способностям человека мыслить в абстрактных терминах. В реальности это были всего лишь атрибуты единственной божественной силы...
Дарий тоже был монотеистом. Никакой другой бог кроме Ахурамазды не упоминается в его многочисленных царских надписях... Но если Заратустра был пророком единственной целью которого было обращение людей в новую веру, Дарий был обязан управлять империей большинство жителей которой были достаточно грубыми политеистами.
В этом гигантском бурлящем котле новых идей и культов, которым сопровождаестя гибель одной и возникновение другой цивилизации, оказалась достаточно многочисленная община иудейской "интеллигенции", высланной в Вавилон из Иерусалима после нашествия Навуходоносора в 586 году. Именно эти новые, монотеистические идеи оказали решающее влияние на становление иудейского монотеизма. Прежде религия иудеев довольно мало отличалась от генотеистических культов ближнего востока - Ханаана и Финикии, где разные боги служили покровителями отдельных племен и городов. Именно после вавилонского пленения, под влиянием радикально новых идей, составивших основу новой цивилизации, были написаны оформлены основные ветхозаветные книги и произошло становление "библейского иудаизма" оказавшего такое большое влияние на дальнейшую историю.