Kirill Pankratov (neznaika_nalune) wrote,
Kirill Pankratov
neznaika_nalune

Categories:

Цивилизация и кочевники-2

Продолжение темы.

На примере истории месопотамской цивилизации я развивал, в частности, следующую мысль: история человечества определяется культурой развитых, урбанизированных обществ это прежде всего история идей, религиозных, культурных и научных представлений, а не биологических факторов (цвета кожи, формы черепа, генотипа и т.д.). В истории разных цивилизаций очень много раз существовали длительные периоды упадка и ослабления. В эти периоды нередко почти весь "ареал" цивилизации был подвержен завоeвaнию "варварами" - окружающими племенами, как правило, на более низком уровне развития. Но практически всегда, даже в случае полного завоевания, пришельцы принимали культуру развитой цивилизации и постепенно сливались с местным населением. Этнический состав цивилизации изменялся, но культура продолжалась.

Таких примеров в истории можно привести по крайней мере около сотни. Но иногда, гораздо реже, случалось более монументальное событие - когда пришельцы-завоеватели приносили с собой новую культуру, заменявшую собой культуру существующую более 1000 лет. Происходила гибель предыдущей цивилизации, её культурное исчерпание, и возникновение принципиально новой, которая задавала вектор развития общества на огромном пространстве на 1-2 тысячи лет вперёд. Такие моменты в истории чрезвычайно редки.

Разница между этими двумя сценариями (первый - временная слабость, завоевание, восстановление с сохранением културно-религиозной основы, второй - полное разрушение и возникновение принципиально новой цивилизации, принесённое с "окраин" предыдущей) составляет огромное различие в последствиях двух великих нашествий в истории - татаро-монгольского в XIII веке и арабского в VII веке (см. вопрос поставленный в статье Янова в предыдущем посте).

Первое, как я уже писал, было обусловлено в основном периодом одновременной слабости окружающих цивилизаций - исламской, китайской и православно-христианской (а вовсе не неким "пассионарным взрывом" среди монголов - это вторично). В течении 100-200 лет татаро-монголы в основном приняли религию и культуру завоёванных стран. Через несколько сот лет от великой Золотой Орды не осталось и следа. Её остатки влились в исламскую, буддистко-китайскую, индуистскую и православную цивилизации, а центральная часть (собственно Монголия) приняла ламаистский буддизм Тибета.

Второе (арабское нашествие) - имело совсем другие последствия. Оно основало огромную цивилизацию существующую до сих пор. Но дело было вовсе не в самих арабах. То что события на Ближнем и Среднем востоке первой половины VII века н.э. имели такие долговременные последствия, было вызвано другой причиной - смертельным кризисом прежде могучей зороастрийской цивилизации, представленной Сассанидской империей и существующей около 1300 лет, со времён Персидской империи Ахеменидов. К началу VII века она исчерпала себя в религиозно-культурном отношении и была заменена другой - уже полностью монотеистской - исламской цивилизацией.

А теперь вернёмся от конца к началу этой зороастрийской цивилизации. Я закончил повествование падением Ассирийской империи в 612-609 до н.э. Это был очень драматический момент в истории именно потому что означал начало конца не просто династии или даже самой Ассирии, но всей месопотамской (шумеро-вавилоно-ассирийской) цивилизации просуществовавшей более 2 тысяч лет.

Закат Ассирии был быстрым, полным, и, на первый взгляд, загадочным. А. Тойнби в "Постижении истории" писал:
Бедствие, которое постигло ассирийскую милитаристскую державу в 614-610 до н.э., было одним из наиболее глубоких и решающих в истории. Оно включало в себя не только уничтожение ассирийской военной машины, но полное исчезновение ассирийского государства и всего народа. Общество, которое существовало более двух тысяч лет и играло всё большую роль в юго-западной Азии в течении двух с половиной веков, было стёрто с лица земли почти полностью. Двести десять лет спустя, когда наёмники Кира Младшего, греческие "Десять тысяч" [имеется в виду хроники Ксенофонта в книге "Анабасис"] отступали вверх по долине реки Тигр от поля битвы про Кунаксе до берега Чёрного моря, они прошли последовательно вдоль остатков Калаха и Ниневии и были потрясены увиденным - не столько массивностью и протяжённостью укреплений и крепостных стен, сколько полной безлюдностью этих грандиозных сооружений. Абсурдность этих пустых оболочек, свидетельствующих о величайших человеческих достижениях прошлого, красочно описана литературным талантом одного из лидеров греческой экспедиции. Но что ещё более потрясающе для современного читателя - знакомого с историей Ассирии через археологические открытия последних веков - это то, что Ксенофонт не смог постигнуть даже самые элементарные факты настоящей истории этих покинутых городов-крепостей. Хотя вся юго-западная Азия, от Иерусалима до Арарата и от Элама до Лидии была подчинена и подвергалась террору правителей этих городов всего за двести лет до Ксенофонта, то что он писал про них не имело никакого отношения к реальной истории и даже само название "Ассирия" ему было не знакомо.

Месопотамская цивилизация не вполне закончилась на Ассирии. Её последней итерацией стала недолговечная Ново-вавилонская (Халдейская) империя Навуходоносора. Это тоже довольно типично. В истории почти всех цивилизаций в самом конце наблюдается последний, укороченный цикл - "последний рывок" недолгий период расцвета и могущества перед окончательным падением.

Пол Джонсон в книге "Новая история искусства" пишет о долгом постоянстве месопотамской культуры и её переломе в VI века до н.э.:
"[Зиккураты] были постоянным элементом месопотамской архитектуры. Они начали строиться шумерами с 2500 до н.э. в Уре, Эриду, Уруке, Кише и Ниппуре. Вавилоняне, придя к власти, приняли эту традицию, равно как и нео-вавилоняне, ассирийцы, нео-ассирийцы, эламиты и касситы... Вавилонский зиккурат имел восемь уровней, высоту около 300 футов и по-видимому служил прототипом библейской легенды о Вавилонской башне... Самый большой из сохранившихся зиккуратов, в Акар-Куфе, имеет вдвое меньшую высоту. Зиккураты продолжали строиться до VI века до н.э., давая этой архитектурной форме эпоху более чем в 2000 лет."

Таким образом, история месопотамской цивилизации прошла по крайней мере 9 больших секулярных циклов: раннединастический шумерский, аккадский, 3-я династии Ура, аморитский (древневаволонский), касситский, средне-ассирийский, два ново-ассирийских цикла, и последний - нововавилонский. Примерно 2100 лет на 9 - около 250 лет средняя продолжительность одного цикла (число характерное и для других цивилизаций).

Середина VI века стала окончательным падением древней месопотамской цивилизации. Старая религия и культура в основном исчерпала себя. На смену ей приходили радикально новые идеи, принесённые персами. Вскоре они персы завоевали всё пространство от Египта до Индии, построив самую большую империю до того существовавшую в истории.

В той же книге Пол Джонсон писал: "...Персидская империя была совсем не такая [как предыдущие империи Вавилона и Ассирии], первая которая была сплетена из прочных нитей коммуникаций и административного контроля. С самого начала она проводила политику неогранченной экспансии. Её система была абсолютистской и, насколько мы можем судить, централизованной. Но в определённом смысле это была так же и либеральная империя, о чём свидетельствует Ветхий Завет, показывая его мудрым и справедливым правителем".

Зороастризм составил культурно-религиозную основу новой цивилизации. Эта религия была настоящим предшественниким монотеизма и в ней впервые появились многие элементы вошедшие в христианство и другие монотеистические религии: идея единого бога и дьявола, страшного суда, спасения, мессии.

Олмстед в книге "История Персидской империи" писал (с. 195):
Заратустра был настоящим монотеистом. Для него Ахурамазда был буквально одним и единственным богом. Если он говорил о "Добрых мыслях", благочестии и т.п. это было всего лишь уступкой ограниченным способностям человека мыслить в абстрактных терминах. В реальности это были всего лишь атрибуты единственной божественной силы...
Дарий тоже был монотеистом. Никакой другой бог кроме Ахурамазды не упоминается в его многочисленных царских надписях... Но если Заратустра был пророком единственной целью которого было обращение людей в новую веру, Дарий был обязан управлять империей большинство жителей которой были достаточно грубыми политеистами.


В этом гигантском бурлящем котле новых идей и культов, которым сопровождаестя гибель одной и возникновение другой цивилизации, оказалась достаточно многочисленная община иудейской "интеллигенции", высланной в Вавилон из Иерусалима после нашествия Навуходоносора в 586 году. Именно эти новые, монотеистические идеи оказали решающее влияние на становление иудейского монотеизма. Прежде религия иудеев довольно мало отличалась от генотеистических культов ближнего востока - Ханаана и Финикии, где разные боги служили покровителями отдельных племен и городов. Именно после вавилонского пленения, под влиянием радикально новых идей, составивших основу новой цивилизации, были написаны оформлены основные ветхозаветные книги и произошло становление "библейского иудаизма" оказавшего такое большое влияние на дальнейшую историю.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments