Kirill Pankratov (neznaika_nalune) wrote,
Kirill Pankratov
neznaika_nalune

Categories:

О некоторых заблуждениях - "юность ислама"

Когда малограмотная, но очень убеждённая дамочка stilo рассуждает об истории и сущности религии, хочется хвататься за пистолет напрашивается опровержение совсем уж глупых сентенций.

Я вовсе не поклонник бесноватых исламистов, которые во многом определяют облик этой религии сегодня, но когда утверждается, что Только тогда, по Магомету, когда вся Земля будет захвачена и обращена в ислам с помощью насилия, на планете настанет мир. А до тех пор - объявлена священная война всем не-мусульманам, до победного конца.
В первые же годы ислама - крошечная секта захватывает весь Аравийский полуостров, страшная резня в Аравии, евреев, христиан, многобожников, арабов, отказывавшихся принять ислам. Насильственное их обращение под пытками.
- это глупая чушь.

В первые десятилетия (и даже века) существования ислама никакого насильственного обращения, за редкими исключениями, не было. Первые завоевания ислама не сопровождались особенно кровавыми битвами - их победы были обусловлены скорее деморализацией их противников - войск Персидской империи (и фактически коллапсом всей зороастрийской цивилизации, существующей со времён Ахеменидов), а так же слабостью Византии и других окрестных держав.

В период Омейадского Халифата арабские правители наоборот препятствовали обращению окрестного населения в ислам. Для мусульман и "прочих" была разная система налогов, "неверные" платили в целом больше, поэтому обращение в ислам рассматривалось как размывание налоговой базы, и нередко наказывалось. При этом, правда, мусульмане, хотя имели более лёгкое налоговое бремя, должны были в любой момент "с вещами на призывной пункт" - быть готовыми защищать Халифат в войнах.

"Неверные" в целом подразделялись на "людей Писания" - христиан, иудеев, которые считались "почти мусульманами" и религиозным репрессиям не подвергались, и "язычников", против которых и был направлен Джихад в первое время существования ислама. К "язычникам" относились все традиционные политеистские верования, зороастрийцы, индуисты, буддисты и т.д. Начиная с Аббасидского Халифата (с 750 н.э.) зороастризм и буддизм тоже стал считаться приемлемым, и перестал преследоваться (хотя зороастризм в то время уже почти исчез из мейстрима). При Аббасидах произошло значительное вытеснение первоначальной арабской элиты и замена её персами. Это было вовсе не в результате насильственного обращения, а потому что всё больше персов добровольно принимали ислам (нередко несмотря на сопротивление арабских завоевателей) и занимали всё более высокое положение в общественных структурах. Некоторые материалы по теме:
http://en.wikipedia.org/wiki/Dhimmi
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B8%D0%BC%D0%BC%D0%B8
http://www.azfreespeech.org/cgi-bin/e-cms/vis/vis.pl?s=001&p=0034&n=000075&g=

В целом примерно до XIII века ислам был гораздо более терпимой религией чем по-настоящему тоталитарное западно-европейское христианство, и территории контролируемые мусульманами имели больше религиозной свободы. Это проявлялось и в Крестовых походах - при мусульманах Иерусалим и другие окрестные города не знали таких разрушений, резни и погромов как при взятии в 1099 крестоносцами и последующих войнах. Можно сравнить благородное отношение к пленным и гражданскому населению со стороны Саладдина и предательское убийство тысяч пленных-мусульман Ричардом Львиное Сердце:
http://www.eyewitnesstohistory.com/lionheart.htm
http://www.crusades.org/salahuddin.htm

Впоследствии, по мере того как ислам стал проигрывать христианству на многих территориях, стало больше примеров жестокости по отношению к "неверным" и насильственного обращения в ислам. Но и в гораздо более поздние времена, Османская империя была значительно более "мультикультурна" чем западная Европа того времени.

В своих мемуарах Джакомо Казанова (около 1755 года) рассуждает как был гостем у высокопоставленного везиря в Османской империи и почти принял предложение работать у него советником и "послом по особым поручениям" - там ему понравилось (и даже с алкоголем особых проблем не было). При этом атмосфера у Османов ему показалась гораздо более свободной чем удушающая геронтократическая диктатура его родной Венеции или полная коррумпированность и прогнилость Парижа и французского двора.

Проблема ислама вовсе не в том что это "молодая" религия - совсем нет, она уже весьма старая. Проблема в том что за последние два века она оказалась не в состоянии ответить на вызов современности и модернизации, и пока не видно чтобы эта ситуация принципиально менялось.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 41 comments