Kirill Pankratov (neznaika_nalune) wrote,
Kirill Pankratov
neznaika_nalune

Category:

Меломания с графоманией

Апн.ру всё разражается по теме "дискуссия о русском роке". Ну Кормильцева-то стоит почитать, хоть даже и ерунду пишет - он всё-таки был в этом деле звездой первой величины. А остальные-то куда? Гурукен по этому поводу здраво комментирует:
http://guruken.livejournal.com/520609.html
http://guruken.livejournal.com/521595.html

Надеюсь минует меня чаша сия - в смысле не раззудится рука написать тоже что-нибудь длинное на тему в которой тысячи или миллионы людей понимают лучше меня.

Но коротко всё же позволю себе бросить мимоходом, скорее культурологическое. У Голышева есть любопытная сентенция:
Рэп, кстати, чертовски удобная для русских музыкальная рамка. Музыка там по определению — гарнир, главное блюдо — текст, поэзия. Коммерческое фуфло в этой теме упорно не катит — Децл облажался, Серега уже неактуален.

Ну, наличие коммерческого фуфла совершенно не зависит от жанра - и просто свидетельствует о его определённой "зрелости". В американском рэпе и хип-хопе уже давно "коммерческое фуфло" доминирует. Но дело не в этом. Рэп - всё же не русский жанр. В нём главное не текст, как утверждает Голышев, а ритм, движения, пластика. Правда, текст тоже играет бОльшее значение чем в обычной попсе, но меньше чем в русской песенной традиции.

По-настоящему в популярной музыке есть две актуальные и уникальные русские традиции. Это, во первых, частушки, (и их более салонные варианты, типа разных "куплетистов"), и во-вторых - бардовские песни, КСП и т.д. Это - гигантский культурный пласт который, например, полностью отсутствует в Америке. Там есть кантри, есть такие явления как Боб Дилан или, скажем, Эйми Манн и много чего такого - но это совсем не то, даже близко. Даже обычное пение под гитару у костра - в Америке (и в большинстве других культур) отсутствует совсем. Сколько раз бывал в американских кемпингах - везде одинаковая картина: машины, палатка, костёр, стол со скамейкой, шашлычки даже - но если у костра поют под гитару, это всегда "наши", никто другой.

Стиль подачи как частушек так и бардов принципиально отличается от "рэпа" или всего того подо что их иногда пытаются подогнать. Там практически нет движений, мало даже мимики, минимальная аранжировка. Русский рок - настоящий - тоже всегда был не таким как на Западе. Почти каменное, выхваченное из темноты прожектором лицо исполнителя - Гребенщикова, Бутусова - вот это настоящая наша традиция. Наклон, поворот головы, жест рукой - вот и всё. Стихи с минималистской музыкой - самодостаточны. Все кто пытались подражать западому стилю выступлений рок-групп - с трясением головой, размахиваний гитарой, прыжками по сцене - выглядели вторичными и неестественными.

Какой тут рэп? Это идёт от совсем другой культурной традиции - поэтической декламации перед большой аудиторией, существовавшей в России и достигшей апогея в СССР "шестидесятников". Это явление абсолютно чуждо англо-саксонской культуре, да и западной в целом. Там поэзия всегда была салонно-кафешной, для очень узкого круга. Представление о том что поэтическая декламация может собирать целые стадионы - это это для них нечто совершенно невероятное, почти инопланетное. Рэп-контесты в афро-американских гетто этом смысле тоже совсем другие.

Несколько ближе к нам французский шансон, даже коммерческий, тоже чуждый англо-саксонской культуре. Помню в начале 90-х нас с me_precious в Бостоне (точнее в Кебридже, его пригороде) знакомые французы водили на концерт Патриции Каас в маленьком заштатном клубе на задворках, где-то между Гарвардом и MIT. Мы наблюдали её метров с четырёх. Про концерт никто не знал - никакой рекламы или ажиотажа, среди публики только местные французы и русские. Для американцев она так и осталась абсолютно чужой и непонятой. Так же и русская музыкальная традиция - от частушек до бардов и песен у костра - нечто совершенно чужое, несовместимое ни с кантри, ни с роком, ни с рэпом.
Subscribe

  • Мокрый сезон

    Масс-медиа визжит, что это лето было, якобы, "самым жарким в истории" (караул, глобальное потепление). Между тем в наших краях такого холодного и…

  • 300 тыс. лет не в Африке

    Очередная новость палеоантропологии - датировка и анализ черепа из пещеры Хуалон в Китае.…

  • В "бутылочном горлышке"

    ещё к теме "Африканских сказок". Недавно в научных новостях прошла статья о почти полном исчезновении человечества в интервале 900-800 тысяч лет…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments

  • Мокрый сезон

    Масс-медиа визжит, что это лето было, якобы, "самым жарким в истории" (караул, глобальное потепление). Между тем в наших краях такого холодного и…

  • 300 тыс. лет не в Африке

    Очередная новость палеоантропологии - датировка и анализ черепа из пещеры Хуалон в Китае.…

  • В "бутылочном горлышке"

    ещё к теме "Африканских сказок". Недавно в научных новостях прошла статья о почти полном исчезновении человечества в интервале 900-800 тысяч лет…