Kirill Pankratov (neznaika_nalune) wrote,
Kirill Pankratov
neznaika_nalune

Category:

Монотеизм Эхнатона как кризис конца цивилизации

Возвращаемся к исторической теме.

lenarudenko, поддерживающая интересный египтологический сайт, приводит статьи на тему монотеизма в Древнем Египте - аргументация о развитии монотеизма в рамках традиционных древне-египетскох представлений (Амун, Атон, Гор, Птах и т.д. как различные проявления единого бога).

Более часто появление монотеизма в Египте связывают с так называемым "периодом Эль-Амарны" или "ересью Эхнатона" - загадочной и весьма интересной эпохой египетской истории 14-го века, попыткой радикальной религиозной "революции сверху".

В этой заметке я предлагаю несколько иную интерпретацию периода солнечного культа Эхнатона. С точки зрения сравнительно-исторического анализа "эвоюции цивилизаций" он не является уникальным - это был признак религиозного кризиса и поиска радикально новых представлений, характерной для зрелой, даже "предсмертной" фазы различных цивилизаций, а не только древне-египетской.

Период "Нового Царства" (на самом деле только часть его, примерно первые 2/3 18-й династии) стал последней по-настоящему блестящей эпохой древне-египетской цивилизации. После окончательного изгнания чужеземной династии гиксосов в середине XVI века до н.э. долгий упадок "Второго промежуточного периода" завершился. Новая, 18-я династия (Камос, Амос, Тутмосы) быстро восстанавливали экономику и вели активную, наступательную внешную политику. Вскоре был восстановлен контроль над Нубией, и египетские войска всё дальше в своих походах продвигались на территорию Ближнего Востока, нынешней Палестины, Израиля, Ливана и Сирии. Наибольшее расширение империи произошло при очень деятельном фараоне Тутмосе III, в первые десятилетия XV века. Около 1480 года Тутмос III одержал важную победу в битве при Мегиддо - пожалуй, первого в мировой истории сражения, подробно описанного в хрониках. Примерно в 1460 году империя достигла максимального размера, установилось перемирие с другой существующей великой державой того времени - хурритским царством Миттани. Международные границы и сферы влияния закрепились на несколько десятилетий.

Период расцвета, социально-экономического и демографического подьёма, любой империи имеет ограниченный срок, и редко продолжается больше чем 100-150 лет. Таким перидом был расцвет Нового царства, примерно 1530-1390 (есть несколько общепринятых версий хронологии того времени отличающихся на 10-20 лет, поэтому трудно говорить о точных датах). К концу XV века рост замедлился, и постепенно перешёл в стагнацию. Ко второй четверти XIV века всё более чётко обозначились признаки глубокого системного кризиса.

Именно этот период приходится на правление Аменхотепа IV, который сменил своё имя на "Эхнатон", перенёс столицу в другой город - Эль-Амарну, и провёл радикальную религиозную реформу - насаждение культа единого солнечного бога, Атона. Многие считают это появлением первого в истории настоящего монотеизма. Это не было полной неожиданностью. Обострение отношений фараонской власти с фиванским жречеством произошло при отце Эхнатона - Аменхотепе III, последнем великом фараоне 18-й династии, и являлось одним из проявлений нарастающего кризиса. Начало распространения культа Атона относится к тому же времени. Неожиданным в реформах Эхнатона была их крайняя радикализация - отрицание всего остального, полное доминирование Атона и появление совсем новых форм в эстетике, изобразительно искусстве, архитектуре.

Сильнейшие религиозные брожения, эклектизм и появление радикально новых религиозных представлений, не вписывающихся в существующие многовековые традиции - свидетельство глубокого кризиса цивилизации, как правило фатального. Великий историк Арнольд Тойнби утверждал что в конце существования цивилизации, её моральный и религиозный кризис приводит к расщеплению на два расходящихся течения - "футуризм" и "архаизм". Футуризм ищет выход из кризиса в полном отрицании традиций, "прыжку в будущее". Архаизм - в "возвращении к корням", к пасторальному и героическому времени начального периода цивилизации. Как правило в конце концов, после распада цивилизации, побеждает одна из наиболее радикальных "футуристических" ветвей, на основе которой возникает новая цивилизация, вырастающая на обломках предыдущей.

В Древнем Египте получилось несколько иначе. "Революция Эхнатона", и Эль-Амарнский период в целом, можно рассматривать как попытку "футуристического скачка", окончившуюся неудачей. Если бы попытка удалась, она стала бы эквивалентной реформам Константина в Древнем Риме, которая заложила основы новой, христианской, цивилизации. Но общество оказалось не готовым к таким радикальным изменениям. Реформы не удались. Вскоре после смерти Эхнатона, конец 18-й династии и начало 19-й характеризовался "архаистской реакцией", полным отказом от культа Атона и возвращению к религиозным представлениям гораздо более древним - скорее Среднего, а не Нового Царства.

Кризис не закончился со смертью Эхнатона, хотя его последователи вскоре отказались от его реформ. Несмотря на то что к этому периоду относятся такие известные фигуры из египетской истории как Нефертити (жена Эхнатона) и его сын Тутанхамон, это было неспокойное время - социального упадка, частых неурожаев, эпидемий и крестьянских волнений.
"В середине 14-го века до н.э., 18-я династия полностью потеряла доверие и уважение своих подданных. Тутанхамон не оставил наследников на престол и власть была захвачен военными. Жалкая - и предательская - апелляция к Суппилиману (царю Хеттской империи, К.П.) за помощью и о династическом браке для вдовы Тутанхамона - последний писк который мы слышим от когда-то великой династии", - пишет Дональд Редфорд, один из ведущих специалистов о этому периоду, в книге "Egypt, Canaan, and Israel in Ancient Times" p. 179

Интересно что завершающая стадия разных цивилизаций структурно похожа одна на другую. Окончательный коллапс случается как правило не в середине кризисного или застойного периода, но после "обрезанного", укороченного периода подьёма - "последнего рывка", того что в английском языке называется "last gasp" or "dead cat bounce". Таким в древне-египетской цивилизации стал начальный период 19-й династии - фараона Сети (примерно с 1320 года) и первых десятилетий правления Рамзеса II ("Великого"). Во второй половине XIII века подьём сменился застоем, и к концу XIII - началу XII веков весь регион был охвачен войнами, нашествиями и социальным коллапсом известным в истории как "Катастрофа Бронзового Века", что фактичеки означало конец древнеегипетского общества, его по-настоящему жизнеспособной фазы.

Подобную динамику можно проследить и в других цивилизациях. Следующий после "катастрофы Бронзового века" полноценный цивилизационный коллапс случился в VI веке до н.э. с падением Ново-вавилонской (Халдейской) империи, ставшей "последним рывком" ассиро-вавилонской (а ранее - шумерской) цивилизации. У неё был укороченный период расцвета - около 600-550 г., самый блестящий период приходился на правление великого Навуходоносора. Связка "архаизм-футуризм" прослеживается здесь достаточно чётко. С одной стороны это была попытка официозного возрождения древних традиций эпохи Хаммурапи, за 1200 лет до того. С другой стороны во всём регионе стали распространяться принципиально новые религиозные представления - в частности зороастризм, ставший реальным прообразом аврамических монотеистических религий.

Империя Ахеменидов, пришедшая на смену Ново-вавилонской империи, стала не просто сменой династий, но по-настоящему новой - Персидской (зороастрийской) цивилизацией. Она просуществовала около 1300 лет, до прихода ислама.

Следующий цивилизационный коллапс - завершение ханаанской цивилизации (включавшей финикийский, иудейский и другие элементы) в I веке н.э. Последним, укороченным перидом подьёма её стало правление Ирода Великого в римской Иудее. Сильнейшие религиозные брожения той эпохи, в том числе появление радикально нового культа - христианства - подтверждают эту характерную картину.

Для античной цивилизации "последним рывком" после жесточайшего системного кризиса III века стал период подьёма примерно 290-360 г., с Диоклетиана до Валентиана (?), после чего произошло окончательное падение. Именно в этот период римское религиозное сознание стало крайне эклектичным, размытым, с метанием от "возвращения к истокам" и жестокими репрессиями против новых культов, до полного принятия радикально новой религии при Константине.

Аналогично - концом древне-китайской конфуцианской цивилизации можно считать не падение блистательной империи Хань в начале III века н.э., но "последний рывок", обьединение страны в эпоху Цинь (около 265-310 г.). Именно в этот период, и предшествующий ему системный кризис эпохи "Трёх Царств", стали быстро распространяться принципиально новые религиозные представления - махаяна-буддизм, ставшие основой новой китайской цивилизации с империи Тань, после "тёмных веков" примерно 350-580 г.

И, наконец, Персидская, зороастрийская цивилизация погибла по схожему сценарию. Последним по-настоящему великим периодом её стала ранняя эпоха Сассанидов, около 230-420. Начало V века, до середины VI стало жесточайшим системным кризисом. "Последним рывком" - недолгим, но динамичным подьёмом - стало правление династии Хосровов. Но в начале VII века оно исчерпало себя. Зороастризм быстро терял полулярность, новые религии - маздакизм, митраизм, несторианское христианство и другие - стремительно набирали поклонников. Но основу новой цивилизации стала наиболее радикальная, новая "футуристическая ветвь" - ислам, завоевавший регион к середине VII века.
Tags: цивилизации
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 30 comments