Kirill Pankratov (neznaika_nalune) wrote,
Kirill Pankratov
neznaika_nalune

Category:

История сексуальной морали - 2

Часть 1-я здесь

С окончательным развалом Римской империи и торжеством христиaнства, в обществе установились несравненно более консервативные нравы. Полностью исчез городской "богемный" класс. Единственной "творческой интелигенцией" оставались обитатели монaстырей, где любые проявления "аморалки", если не пресекались, то оставались в подполье. В истории западной цивилизации декаденство исчезло до эпохи позднего средневековья, XIV века, с его ужасающими эпидемиями, войнами, и общим экономическим упадком. Именно посреди этого развала и эпидемий были написаны "Декамерон" Бокаччио, "Кентебрийские рассказы" Чосера. В следующий раз такая "неприличная" литература стал появляться только в XVII веке - после завершения Ренессанса и посреди бесчисленных религиозных войн и прочих бедствий. Ранний же Ренессанс был весьма консервативен в нравах. Искусство следовало античным образцам, в том числе чем-то напоминало его фазы развития. Вначале в скульптуре и картинах появилось обнажённое мужское тело, которое скорее ассоциировалось с верностью, отвагой и прочими добродетелями, а не с чувственностью (пример - "Давид" от Донателло, в отличии от гораздо более "сексуального" микеланджеловского "Давида"). Обнажённое женское тело появилось в конце 15-го века, в "Рождении Венеры" Ботичелли, когда итальянское Возрождение уже клонилось к закату. Это было практически первое изображение обнажённой женщины в европейской культуре за 1000 лет.

Самый конец XV - начало XVI века в Италии было классическим периодом декаденства - и расцвета культуры. Общество перестало защищать и сдерживать себя. Папство Борджия, взятие и разграбление Рима испанцами в 1527 году, потеря независимости почти всеми итальянскими городами, кроме Венеции - всё это свидетельствовало о глубоком социо-экономическом кризисе. В другиж же странах Европы Ренессанс только начинался. Но везде в изобразительном искусстве - от "манеристов" до барокко - появлялось всё больше фривольных и почти развратных мотивов, пик которых достиг в середине XVII века.

Конец XVII и начало XVIII века принесло новую (хотя и не чень продолжительную) волну буржуазного консерватизма и строгости нравов. Георгиевская эпоха в Англии, Людовик XV во Франции, "Эпоха Просвещения" по всей Европе - это было время социальной стабильности, экономического роста и "традиционной морали". Этот период оставил наибольший след во внешнем облике европейских городов, по крайней мере до второй половины XIX века, когда появилась принципиально новая архитектура зданий, со стальными каркасами и лифтами. Но во второй половине XVIII века "вольность нравов", общественные сомнения и брожения возобладали опять. Это время позднего, желчного Вольтера, вольнодумства и первых революционных движений. А так же Маркиза де Сада и Казановы, которых трудно представить как в начале XVIII, так и в середине XIX века. Мемуары Казановы очень показательны в этом смысле. Он не пытался никого эптировать, и его заметки - не столько о сексе, сколько о политике, нравах и культуре того времени (причём написанные с политически консервативной, анти-революционной точки зрения). Просто о сексе и всём прочем он писал легко и непринуждённо, в стиле который выглядит вполне современным даже для середины XX века. Но что было довольно естественным в 1760-70-х годах, стало шокирующим для более чопорной и ханжеской публики 1830-40-х, когда его мемуары и получили скандальную известность.

Это время - примерно с 1820 по 1860, восстановления экономики после революционных и наполеоновских войн и начала европейской индустриализации - было по настоящему "Викторианским", с гораздо более строгими нормами чем в предыдущие 50 лет. После этого началсь постепенная релаксация, в том числе в сексульных нравах. Во многих странах Европы стали ослабляться наказания за гомосексуализм (до этого полагалась смертная казнь), хотя всё равно оставались суровые тюремные заключения. Всё больше сквозь пальцы рассматривались супружеские измены и романы "на стороне". В конце века появилось первое по настоящему массовое женское движение - суфражисток. Развитие фотографии дало мощный импульс торговле порногрфией, задолго до "Пентхауза" и веб-сёрверов (по некоторым оценкам, "клубничка" составляла от 40 до 50% всех фотографий конца XIX века). В конце века снова стали появляться шокирующие произведения литературы, в частности романы Мазоха.

Окончание 1-й мировой войны дало новый импульс упадку и раскрепощённости нравов. Декада 20-х годов стала самой "декаденсткой" в западной цивилизации до эпохи конца 60-х. А вот после 2-й мировой, наоборот, примерно на 20 лет наступила общественная консолидция и чопорность нравов, закончившаяся с эпохой хиппи и "sex, drugs, rock'n'roll". Набоковская "Лолита" была бы далеко не такой шокирующей в начале века, какой она стала когда появилась в 1950. С другой стороны после войны резко расширились возможности контрацепции, женщины получали всё больше прав в экономической и сексульной жизни.

Но и эпоха хиппи и "свободной любви" тоже закончилась. С приходом Рейгана-Тэтчер, так же СПИДа, началась новая консервативная волна. В США эфир заполонили телеевангелисты, проповедующие "возвращение к христианским ценностям", группы вроде "Морального большинства" стали влиятельной политической силой. Началась контратака на разрешение абортов, устновленное Верховным судом в 1973 году (Roe-Wade case).

В целом эта консервтивная волн продолжается до сих пор, несмотря на многие противоположные сигналы - от Клинтона-Моники до движения за легализацию гомосексуальных браков и телепрограммы вроде "Секса в Большом Городе". Порнография не исчезла, её становится всё больше, но за последние 25 лет она всё больше уходит в частную сферу - от журналов и кинотеатров к видео и, наконец, в интернет, где покупателю совсем не нужно контактировать с продавцом и другими такими же потребителями. В середине 90-х годов из центров Нью-Йорка и других городов практически исчезли пипшоу и сексшопы, переместившись в специальные кварталы и за город. Даже эротические журналы, которые ещё в начале 90-х можно было свободно листать в магазинах и киосках, сейчас упрятаны в пластиковую обёртку.

Аналогичная динамика характерна и для других обществ, помимо западного, не обязательно совпадая с ним во временных фазах.

(продолжение следует)
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 33 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →