Kirill Pankratov (neznaika_nalune) wrote,
Kirill Pankratov
neznaika_nalune

Categories:

Периодичность в английской литературе

Мои наблюдения на тему "Буржуазно-Богемно-Бандитской" периодичности в общественной морали и о том что периоды экономического подьёма и стабильности не совпадают по фазе с периодами расцвета искусства вызвала живое обсуждение и замечания.

Например, kouzdra пишет об Англии:
Кстати - Англия в эту закономерность не вписывается - два наиболее ярких периода в исмкусстве - елизаветинское время и викторианская эпоха. Оба - периоды бурного подъема.
А вот кризис британской империи ничего особенно замечательного не дал :)

http://neznaika-nalune.livejournal.com/98345.html?thread=1091369#t1091369

Насчёт Англии может быть не всё так просто, но и больших противоречий я тоже не вижу. Ниже предпринята попытка количественного анализа "плодотворности" определённого вида искусства в определённой стране - конкретно английской литературы. Всем более-менее известныем литераторам присваивается степень "величия" от 1 до 100. Так, например, Шекспир получает высшую оценку - 100 очков, Байрон - 42, Дикенс - 27 и т.д. Каждому персонажу так же присваивается определённый год творческой деятельности, который можно рассматривать либо как его "Болдинскую осень" либо как некоторое усреднение срока активного творчества. Эти данные взяты из книги: Human accomplishment: The Pursuit of Excellence in the Arts and Sciences, 800 B.C. to 1950 by Charles Murray
и построены на основе усреднения многих опросов специалистов. Субьективно, конечно, но это максимум обьективности который можно найти. "Исходные" таблицы в формате (имя, значимость, год) представлены в конце поста.

Далее просто постоена гистограмма общего количества "очков" попадающих на каждую декаду, начиная с позднего средневековья. А так же привязка к длительным периодам которые можно охарактеризовать как "буржуазные" - бурный экономический рост, относительная политическая стабильность, "богемные" - завершающая фаза "золотого века" после длительного экономического роста, нарастание декадентских и диссидентских настроений, и "бандитская" - экономические кризисы, гражданские и внешние войны, революци, крестьянские восстания и т.д. Эта периодичность тоже условна и может быть улучшена.

Результат приведён на графике внизу:
9,81 КБ

Что же мы имеем? Во-первых, бросается в глаза большая неравномерность - значительно выше чем можно объяснить случайным распределением. От средневековья практически сохранилось одно значительное имя - Чосер, приходящийся на крайне тяжёлое время - вскоре после эпидемии "Чёрной смерти" и во время восстания Уота Тайлера. В Англии катастрофический период позднего средневековья продолжался необыкновенно долго, и завершился фактически только после окончания "Войны Алой и Белой роз" примерно в 1485. После этого начался "буржуазный" период бурного роста продолжающийся до "золотого века" Елизаветинских времён. Именно окончание этого периода и начало "богемной" эры дало первый по-настоящему мощнейший всплеск: Шекспир, Донн, Марлоу, Бен Джонсон. Новый подьём, однако, начался на рубеже окончания кризиса 17-го века и установления политической стабильности в начале 18-го века, в "георгианскую" эпоху - новый "буржуазный" период. Следующий подьём - ближе к концу 18-го века, вторая половина "Эпохи Просвещения" и начала новой нестабильности, революционных и Наполеоновских войн, потери американских колоний, увеличения инфляции и т.д. При этом очень мощный подьём приходится на начало новой "буржуазной" эпохи после окончания Наполеоновских войн - связан он с именами Байрона и его современников. Но характер литературы этого периода (как и других начальный стадий "буржуазных" эпох - романтический, героический, совсем не такой как рефлективный, "диссиденсткий" стиль Шекспира, Марлоу, характерный для "богемной" эпохи.

Следующий пик - середина 19-го века, Дикенс и современники. Это, как правило жёсткий, критический реализм, характерный для середины "буржуазной" эпохи. Надо сказать что это время (хоть я отношу его к длительному "буржуазному" циклу) совпало так же с серьёзным экономическим кризисом и нестабильностью - чартиствое движение, революции конца 1840-х по всей Европе, "Коммунистический манифест". И, наконец, новый подъём - период fin de siecle, примерно с 1880 года - богемная эпоха, переходящая в длительный период войн и кризисов с первой до второй мировой войны.

В целом картина далеко не так однозначна, но неплохо соответсвует идее "фазового сдвига" между периодом экономического роста и расцвета искусства.

Addison, Joseph 1712 10
Alcuin, * 755 3
Arnold, Mattew 1862 8
Austen, Jane 1815 9
Bacon, Francis 1601 11
Beaumont, Francis 1616 4
Becket, Samuel 1946 11
Beckford, William 1799 2
Bennet, Arnold 1907 4
Blake, William 1797 11
Bronte, Sharlotte 1855 5
Bronte, Emily 1848 5
Browne, Thomas 1645 3
Browning, Elizabeth 1846 4
Browning, Robert 1852 11
Bulwer-Lytton, Edward 1843 2
Bunyan, John 1668 8
Burns, Robert 1796 7
Burton, Robert 1616 3
Butler, Samuel 1875 7
Byron, George 1824 42
Carlyle, Thomas 1835 14
Carrol, Lewis 1872 1
Cary, Joyce 1928 1
Chapman, George 1599 3
Chatterton, Thomas 1770 2
Chaucer, Geoffrey 1380 18
Chesterton, Gilbert 1914 6
Coleridge, Samuel 1812 19
Collins, Wilkie 1864 2
Congreve, William 1710 5
Cooper, Anthony 1711 4
Cooper, James 1829 8
Cowper, William 1771 4
Crashaw, Richard 1649 5
DeLaMare, Walter 1913 2
DeQuincy, Thomas 1825 5
Defoe, Daniel 1700 15
Dekker, Thomas 1610 3
Dickens, Charles 1852 27
Disraeli, Benjamin 1844 5
Donne, John 1612 17
Doyle, Arthur 1899 2
Dryden, John 1671 15
Eliot, George 1859 10
Etherege, George 1675 2
Farquhar, George 1707 1
Fielding, Henry 1747 14
Fitzgerald, Edward 1849 2
Fletcher, John 1619 4
Ford, Madox 1913 1
Ford, John 1626 2
Forster, Edward 1919 5
Fry, Christopher 1947 3
Galsworthy, John 1907 8
Gaskell, Elizabeth 1850 2
Gay, John 1725 2
Geoffry, Monmouth 1140 4
Gibon, Edward 1777 3
Goldsmith, Oliver 1768 12
Gray, Thomas 1756 8
Green, Graham 1944 5
Green, Robert 1592 4
Hardy, Thomas 1880 13
Hazlitt, William 1818 4
Herbert, George 1633 5
Heywood, Thomas 1614 2
Hopkins, Gerard 1884 6
Howard, Henry 1547 4
Huxley, Aldous 1934 8
Isherwood, christopher 1944 1
Johnson, Samuel 1749 12
Jonson, Ben 1612 15
Joyce, James 1922 30
Keats, John 1821 25
Kipling, Rudyard 1905 10
Kyd, Thomas 1594 3
Landor, Walter 1815 2
Langland, William 1372 2
Lawrence, DH 1925 12
Lewis, Matthew 1815 2
Lillo, George 1733 1
Lyly, John 1594 8
Macaulay, Thomas 1840 4
Macpherson, James 1776 9
Malory, Thomas 1470 3
Marlowe, Christopher 1593 15
Marvel, Andrew 1661 4
Masefield, John 1918 2
Massinger, Philip 1623 2
Maturin, Charles 1822 2
Maugham, Somerset 1914 5
Meredith, George 1868 8
Middleton, Thomas 1620 2
Milton, John 1648 31
Moore, Thomas 1819 3
More, Thomas 1518 7
Morris, William 1874 6
Nashe, Thomas 1601 2
Newman, John 1841 3
O'Casey, Sean 1924 3
Orwell, George 1943 3
otway, Thomas 1685 2
Patmore, Coventry 1863 2
Peacock, Thomas 1825 2
Percy, Thomas 1769 3
Pope, Alexander 1728 22
Radcliff, Anne 1804 3
Richardson, Samuel 1729 16
Rosetti, Dante 1868 6
Shakespeare, William 1604 100
Shaw, George 1896 18
Shelley, Percy 1822 25
Sheridan, Richard 1791 5
Sidney, Philip 1586 11
Smollet, Tobias 1761 6
Southey, Robert 1814 3
Spender, Stephen 1949 3
Spenser, Edmund 1592 14
Sterne, Lawrence 1753 15
Stevenson, Robert 1890 7
Swift, Jonathan 1707 18
Swinburne, Algernon 1877 9
Synge, John 1909 5
Tennyson, Alfred 1849 12
Thackerey, William 1851 12
Thompson, Francis 1899 4
Thompson, James 1740 6
Tourneur, Cyril 1615 2
Trollope, Anthony 1855 6
Vaughan, Henry 1661 2
Walpole, Horace 1757 4
Walton, Izaak 1633 1
Waugh, Evelyn 1943 3
Webster, John 1620 4
Wells, HG 1906 7
Wilde, Oscar 1894 20
Wollstonecraft Mary 1837 2
Wordsworth, William 1810 21
Wyatt, Thomas 1542 3
Wycherley, William 1680 2
Yeats, William 1905 19
Young, Edawrd 1723 10
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments