Kirill Pankratov ([info]neznaika_nalune) wrote,

Культ Сталина

Среди попавшейся во френдленте замечательной подборки фотографий жизни в СССР обратил внимание на одну фоторграфию - портрет Сталина в окне автобуса в 1981.



Я хорошо помню это любопытное и почти забытое сегодня явление - неформальный, "народный" культ Сталина в период позднего брежневского маразма, в конце 70-х и начале 80-х, заключавшегося в том числе в таких портретах на стекле автомобилей и автобусов. Более младшее поколение, наверное, не знает об этом совсем.

Надо сказать с приходом к власти Брежнева в 1964 "разоблачение культа личности" практически сошли на нет, но и возвращения культа сталинизма тоже не произошло. Советская пропаганда практически не упоминала репрессии 1937-го и других годов, голод 1933-го, но сам Сталин всё же обходился общим бубнёжем о "некоторых ошибках и перекосах" на фоне "выдающихся побед советского народа" в индустриализации, ВОВ, послевоенном восстановлении страны и т.д. Никкаого восстановления памятников Сталину не было и его роль в официальной историографии оставалась довольно скромной. И вдруг в эпоху позднего застоя, усиливающегося бардака и нарастающих дефицитов, появился именно такой "народный" культ Сталина - "при нём порядок был, и поезда точно по расписанию ходили". Власти это явление не приветствовали, но и активно не боролись, по крайней мере о каких-то репрессиях за вывешенные на стекле портреты я не знаю.

С началом перестройки это исчезло. Захвативший всё пространство "интеллигентский" дискурс создал совершенно однозначый образ маньяка, кровавого тирана и т.д., и году в 1989 было практически невозможно поверить что с этим именем могут существовать какие-то положительные ассоциации. Но около 1990 с приходом "дерьмократов" и пост-перестроечного бардака сначала кое-где на местном уровне, потом по всей стране, началось и противоположное явление - появились настоящие "сталинисты", вполне идейные и убеждённые. С тех пор это постепенно нарастало с некоторыми флуктуациями, но впрочем, так и занимает не более чем нишу в политическом пространстве. Голосование на конкурсе "символ России" не вполне показательно - как и все интернeтные голосовалки это результат накруток и флешмобов, а не действительного расклада сил.

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    Your IP address will be recorded 

  • 68 comments

[info]afrikane3

April 11 2009, 22:57:55 UTC 3 years ago

Дайбог всем этим сталинистам в другой жизни реинкарнироваться в прошлое да в то время пожить
У Бога чудес много - верю, что такое возможно

[info]slips.dsa.me

April 11 2009, 23:45:58 UTC 3 years ago

они пожили в 90-е за МКАДом

так, что твои пугалки мимо кассы, чудило.

[info]afrikane3

3 years ago

[info]afrikane3

3 years ago

[info]afrikane3

3 years ago

[info]domety

April 11 2009, 23:10:04 UTC 3 years ago

Я писал об этом. Перестроечное разоблачительство быстро перешло в истерию. А истериков, которые, к тому же, заодно с лицемерами, никто не любит и никто им не верит. Каждый сюжет об ужасах сталинизма стал добавлять Сталину очков - пропорционально своей фальшивости, а также злости на происходящее за окном. Потом сказалась ещё переэксплуатация образа Сталина. Журналисты, не знающие, кого бы ещё приплести к слову, начали поминать Сталина по любому поводу: "Сталин и писатели", "Сталин и табак", "Сталин и автомобили", "Сталин и слоны". Осталось только открыть, что Сталин лично придумал закусывать коньяк лимоном и подвиг лауреата Сталинской премии Николая Носова на написание "Незнайки".

[info]patetlao

April 12 2009, 20:31:26 UTC 3 years ago

+ 1.

[info]misssing_link

April 11 2009, 23:36:12 UTC 3 years ago

Культ Сталина был очень осмысленным на фоне власти воров, наступившей после болезни Брежнева в 1974-76. Народ чувстсвоал, что всё разворовывается, "рука власти" изчезла... Так что ВПОЛНЕ осмысленно.

Сталин вопринимался как порядок-системообразующее начало + патриотзм + реальное улучшение жизни. Это был ПОЗИТИВНЫЙ пример - за неимением других в новейшей истории...

В этом смысле можно сказать, что нынешний Запад - явно более "сталинский", что нынешняя Россия. )

[info]slips.dsa.me

April 11 2009, 23:44:14 UTC 3 years ago

про "неупоминание голода" - враньё

В СССР был буквально культ благодарности перед старшими поколениям перенесшими и голод и холод и войну.

[info]neznaika_nalune

April 11 2009, 23:46:35 UTC 3 years ago

Re: про "неупоминание голода" - враньё

Речь идёт о конкретном голоде 1932-33 то из чего нынешние укры делают культ "голодомора". Об этом действительно не любили упоминать

[info]ygam

3 years ago

[info]ygam

3 years ago

[info]ros_sea_ru

3 years ago

[info]illyn

April 12 2009, 00:03:56 UTC 3 years ago

Там, кстати отлично видно в хронологии, когда картинка пусть и дурной, но в чём-то добродетельной жизни в стране стала — Ну абсолютно гигиенически просто негодяйская и разложенная и просто ад и Вечный Огонь.

Указан 1983-й год. Собственно, как раз, описываемый период буржуазно-автомобильного культа “Сталина” (у пролетариата, крестьян — никаких автомобилей и близко не было, только у буржуа) — это и есть года явно зримого ада.

[info]slips.dsa.me

April 12 2009, 00:51:05 UTC 3 years ago

опять брехня

именно у крестьян машины и были - они легко покупались в обмен на продукты.

[info]illyn

3 years ago

[info]illyn

3 years ago

[info]illyn

3 years ago

[info]gelutka

3 years ago

[info]gelutka

3 years ago

[info]ros_sea_ru

3 years ago

[info]t_h_e_o_

April 12 2009, 00:19:40 UTC 3 years ago

и все-таки это больше похоже на 412 москвич, чем на автобус.

[info]demonito

April 12 2009, 06:18:37 UTC 3 years ago

+100

[info]ygam

April 12 2009, 00:47:02 UTC 3 years ago

Моя бабушка дружила с этой женщиной, и если я ничего не путаю, она тоже как-то проговорилась насчет того, что при Сталине был порядок. Моя бабушка парировала: особенно в лагерях! От кого-от кого, казалось бы, это можно было услышать, но не от нее!

[info]slips.dsa.me

April 12 2009, 00:52:13 UTC 3 years ago

что твоя бабушка делала в лагере?

примечательно, что сказки про "лагеря" начали распространяться тем больше, чем меньше оставалось тех, кто мог их помнить.

[info]ygam

3 years ago

[info]ygam

3 years ago

[info]illyn

3 years ago

[info]blazzer

3 years ago

[info]ygam

3 years ago

[info]romanet

April 12 2009, 00:48:28 UTC 3 years ago

Я помню эти портреты, их у нас любили лепить на мусорные машины. В те же годы Сталина начали активно показывать в разных фильмах и эпопеях про войну.

[info]occuserpens

April 12 2009, 02:42:36 UTC 3 years ago

[ГУЛАГ - это божественная кара за грехи, десница Божия, коллективное воздаяние за коллективный грех, свою долю в котором понесли и понесут все - и верующие и неверующие, священники и миряне, солдаты и генералы, преступники и жертвы.]

Атомно-православный Гулаг, ага

[info]ygam

3 years ago

[info]ros_sea_ru

3 years ago

[info]boa_constrictr

April 12 2009, 03:36:57 UTC 3 years ago

Это не автобус, а "Москвич"

[info]zverok_ala

April 12 2009, 03:37:43 UTC 3 years ago

было, да

в поэзию даже вошло - "шоферы колесят по всей земле \\ со Сталиным на лобовом стекле". Такие, к примеру, висели красные бархатные штуки вроде как с бахромою, там значки могли оказаться или вымпела. А тута Сталин.
Вот на частных машинах не видела. А много было именно на грузовиках, да и на автобусах за пределами Москвы\Подмосковья (если в столице - то ведомственных, а не рейсовых).
Мне кажется, это было вроде такой фронды рабоче-крестьянской - ну, может, и верхних управленцев тоже - т.е. людей, занятых реальной экономикой, тем, что сейчас называется "реальным сектором". И надо заметить, что в этой среде было много не ехидных или злобных или идеологических, как у интеллигентов, а именно снисходительных шуточек о Брежневе: "Что за страшный Бармалей Влез сейчас на Мавзолей...." Т.е. режим воспринимался не как "гнет" "кровавой гебни", а как распустизм и халява: беззлобно, но без всякого уважения. Отца же народов уважали. Про голод все всё помнили, и про войну, и про лагеря. Необязательно все реконструировать по литературе - тут разный круг чтения. Но бабушки, заставшие 20-30, в 80-е вполне могли поделиться личным опытом. У них можно было спросить. После триумфального возвращения из лагерей, "оттепельных" песен на бобинах, "восстановления доброго имени" и проч. срок по "политической" статье никак не мог быть предметом утаивания

[info]andrey_perla

April 12 2009, 03:49:48 UTC 3 years ago

На фото - явная легковушка. Запорожец?

[info]afrikane3

April 12 2009, 15:43:49 UTC 3 years ago

Консервная банка сталинских дрочил!

[info]martyshin

3 years ago

[info]cancellarius

April 12 2009, 04:34:59 UTC 3 years ago

у Евтушенко в поэме "Фуку" (1985 год) был возмущенный пассаж, про то, как "колымский шофер восемнадцати лет хвастливо повесил известный портрет" и аффтар по сему случаю молокососа перевоспитывал

[info]ygam

April 12 2009, 06:01:38 UTC 3 years ago

О! А я из этой нетленки помню вот что:

А рядом [с портретом Сталина] - плейбойские гёрлз голышом,
Такие, что брюки встают шалашом.

[info]rom777

April 12 2009, 04:36:49 UTC 3 years ago

Кроме стекол автомобилей, Сталин был еще (в ту же эпоху) на самодельных фотографических календариках, которыми торговали в поездах/электричках. Такие календарики обычно существовали в нескольких вариантах (для разных секторов рынка, так сказать) -- с кошечками/цветочками, со Сталиным, с плейбойными девушками и так далее -- так что, в зависимости от контингента сидящих в купе, торговец доставал соответствующий набор календариков.

Эпизод из тех времен (со слов знакомого): ехал в поезде с парой мужчин средних лет; из тамбура в купе заглянул торговец календариками и, оценив потеницальных покупателей, вынул соответсвующий набор и протянул его указанным гражданам с вопросом "Сталин нужен?", на что получил от них ответ "живой нужен".

[info]baka_bakka

April 12 2009, 06:00:14 UTC 3 years ago

Стань передо мной, как лист перед роялем,
Сыграй на мне грузинский рок-н-ролл.
В стране не без уролога (?) - нам пел маэстро Сталин
И делал ощутительный укол.
Ведь общество, как организм, нуждается в леченье,
Болезнь очень опасно запускать,
И заболевший член подвержен отсеченью,
Его ведь кто-то должен отсекать.

Стань, как Сталин!

Усатый мудрый дедушка, любимец всех шоферов -
Грузин, а как он русских понимал.
Цвела страна великая под его мудрым взором,
Он лишь сухие ветки подрезал.

Стань, как Сталин!

И в наши дни анархии, сплошного вольнодумства
Нам снова нужен опытный грузин,
Который острым скальпелем излечит все безумства,
Вернет стране спасительный режим.

Стань, как Сталин!


Веселая была песенка. Причем год где-то 84-85 (записана на "Москва. Жара").

[info]nasralla

April 12 2009, 06:15:06 UTC 3 years ago

Еще есть "празднование" дня смерти Сталина. Вот это даже интереснее.

[info]martyshin

April 12 2009, 17:14:13 UTC 3 years ago

""портрет Сталина в окне автобуса в 1981""

на фото "москвич-412" или "2140"

[info]patetlao

April 12 2009, 20:41:38 UTC 3 years ago

Согласен. Вы всё точно сформулировали.

А насчёт этого: "Более младшее поколение, наверное, не знает об этом совсем" - так у "младшего поколения" есть для этого фильм "Паспорт", где Джигарханян, показывая на лобовое стекло, говорит своему собеседнику: "У тебя товарищ Сталин отклеился".


p.s. А тема больная - видите сколько комментариев так быстро "набежало".

[info]neznaika_nalune

April 13 2009, 15:07:08 UTC 3 years ago

Re: Согласен. Вы всё точно сформулировали.


Ну фильм "Паспорт" кагэбе тоже не новый

[info]patetlao

3 years ago

[info]once_for_all

April 12 2009, 21:45:36 UTC 3 years ago

У нас в Закавказье это означало что шофер - грузин. И пожалуй больше не означала абсолютно ничего.

[info]neznaika_nalune

April 13 2009, 15:08:08 UTC 3 years ago

В центральной России - более конкретный смысл. Своего рода фрондёрство
Create an Account
Forgot your login or password?
Facebook Twitter More login options
English • Español • Deutsch • Русский…